Коробцова Елена
Влияние изодеятельности на психоэмоциональное состояние ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Изодеятельность является эффективным средством профилактики психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Изодеятельность имеет большое значение для развития детей, т. к. рисунки являются проекцией внутреннего мира ребенка, его взаимоотношений с окружающими людьми, а также характеризуют восприятие, память и настроение ребенка. Поэтому с помощью изодеятельности можно снять эмоциональную напряженность и сформировать «Я - концепцию».
Коррекционная значимость изодеятельности проявляется в следующем:
Публикация «Влияние изодеятельности на психоэмоциональное состояние ребенка» размещена в разделах
- ребенку предоставляются широкие возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творческой деятельности;
- изодеятельность дает возможность в получении позитивного эффекта, связанного с удовольствием, полученным от занятий творчеством;
- повышение самооценки ребенка и степень его самопринятия.
В последнее время появился термин «изотерапия» - лечение, коррекция эмоциональной сферы с помощью изодеятельности.
Показания для проведения изотерапии:
• трудности эмоционального развития;
• стрессовые реакции;
• понижение эмоционального тонуса;
• наличие внутриличностных конфликтов у ребенка по причине неудовлетворенности внутрисемейными отношениями;
• повышенная тревожность, страхи;
• низкая самооценка.
В практике изотерапии используются следующие виды заданий и
упражнений:
1. предметно-тематический тип рисования- это рисование на свободную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми. Примером таких заданий могут быть рисунки «Моя семья», «Я в будущем», «Мои любимые занятия», «Нарисуй свой мир», …
2. образно-символический тип – это изображение ребенком абстрактных понятий в виде созданных воображением образов (добро, зло, счастье); изображение эмоциональных состояний и чуств (гнев, радость, счастье, удивление).
3. упражнения на развитие образного восприятия, воображения:
• рисование по точкам.
Педагог заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку предлагается соединить точки, получившийся контур дорисовать до целого изображения, раскрасить, дать ему название, придумать сюжет;
• волшебные пятна или кляксы.
Назвать изображение, придумать историю.
• рисование в воздухе.
Педагог рисует в воздухе какую-либо простую фигуру, затем просит детей повторить изображение сначала в воздухе, а потом на бумаге.
4. экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, мелом,
пластилином, …
• рисунок на асфальте.
Ребенку дают цветные мелки и он рисует все, что ему захочется;
• «наскальная живопись»
Рисунок на стене, можно рисовать на оконном стекле красками, фломастерами, мелками. С обратной стороны можно прикладывать листы разного цвета, создавая разный фон.
• «восковой рисунок»
Лист бумаги натирают свечой. А затем сверху раскрашивают краской или мелками.
• «пластилиновая живопись»
Педагог предварительно делает контурный набросок предмета, а затем предлагает ребенку размазать по нему немного пластилина, не выходя за контур.
• «изображение своего настроения»
Педагог предлагает по желанию выбрать цвет краски и на белом листе нарисовать цветные линии, пятна, узоры, изображающие настроение ребенка в данный момент.
• «пальцевая живопись»
Педагог предлагает детям накладывать гуашь с помощью кончика пальца или палочки.
• «работа с глиной»
Сжимание. Разжимание. Сплющивание, формообразование.
• «игра с тестом»
Смешиваются 2 стакана муки, стакана соли, 1стол. ложка растительного масла и стакана воды. К смеси можно добавить порошковую краску.
• работа с бумагой (коллаж, папье-маше).
В работе с гиперактивными детьми рекомендуется использовать карандаши и фломастеры. Не рекомендуется работа с красками, глиной, пластилином, т. к. они могут спровоцировать агрессию.
При работе с детьми заторможенными, эмоционально зажатыми. Требуются материалы, которые предполагают крупные размашистые движения (большие листы бумаги, пластилин, глина, мелки). Для ослабления эмоционального напряжения ребенка рекомендуются «кляксы», «пальцевая живопись».