Приложение МААМ

Влияние гимнастики мозга на мотивацию школьников

Светлана Костарева
Влияние гимнастики мозга на мотивацию школьников
▼ Скачать + Заказать документы

Учебная мотивация школьников достойна обсуждения. Многих родителей и педагогов волнуют вопросы о том, почему школьники не хотят учиться, как привить им интерес к учебе, как побудить к самостоятельному и осознанному выбору.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Публикация «Влияние гимнастики мозга на мотивацию школьников» размещена в разделах

Следует различать понятия мотив и цель. Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще не побуждает его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими. Например, первоклассник всячески старается оттянуть приготовление домашних заданий. Он знает, что ему нужно готовить уроки, иначе огорчит родителей, получит неудовлетворительную отметку, что учиться — это его обязанность, долг и т. д. Но всего этого может быть недостаточно, чтобы заставить ребенка готовить уроки.

Учебная мотивация : что делать, если ничего не хочется?

В школьном возрасте проблема отсутствия учебной мотивации – не такая уж редкость. Но для того, чтобы решить этот вопрос, нужно разобраться с причинами, почему от мыслей об учебе не загораются глаза. Причин этих может быть много, и они связаны с определенными противоречиями. Я назову несколько основных противоречий, на которые стоит обратить внимание:

1. Я хочу, но не могу. Это противоречие может быть связанно с несоответствием предъявляемых требований к ученику и его индивидуальных возможностей. Проблемы нейропсихологического характера, связанные с особенностями развития и формирования 1 блока мозга.

2. Я могу, но не хочу. Когда у ребенка все есть, то зачем прикладывать усилия к чему-либо стремиться. Мы живем в век изобилия.

3. Меня заставляют, а я сопротивляюсь. Нарушение этики общения. Нам всем необходимо подняться до уровня ребенка, как сказал Я. Корчак.

4. Очень много всего, но «глаза не горят». Данное противоречие чаще встречается тогда, когда у ребенка проблемы в эмоциональной сфере. Воспитание - это диалог между родителями. Какой диалог видит, слышит и ощущает ребенок ежедневно?

5. С меня много требуют, а я устал. Несоответствие требований, которые предъявляются, много разнообразий приводит к усталости и отсутствию мотивации.

6. Большие нагрузки, а я не резиновый. Неоправданно большие учебные нагрузки приводят к усталости. Кто, когда-нибудь измерял количество домашнего задания, которое получает ученик ежедневно, и даже на каникулы?

7. Красивая с виду школа, но негативное отношение к учебе, школе, учителям, ученикам. За красивым фасадом иногда прячется непринятие учителями и учениками друг друга.

8. От меня чего-то хотят, но сами и решают. Ребенку не дают право выбора, не дают возможности брать ответственность за свои поступки.

9. Возможностей много, но зачем мне все это – не понимаю. Много требуют, но мало что объясняют.

Методов и способов повышения мотивации в современной школе достаточно.

Я хочу остановиться на одном методе Образовательной кинезиологии – Гимнастике мозга.

В то время, когда мы делаем что-то наилучшим для нас образом, мы испытываем состояние легкости и слаженности. Мы расслабляемся в обоих случаях: когда мы находимся в процессе понимания чего-то или когда мы знаем, что мы уже поняли, усвоили это. Когда мы делаем все наилучшим для нас образом, мы вступаем в каждую новую ситуацию без оценки, ожиданий и сравнения с прошлыми неудачами или успехами. Тогда мы просто те, кто мы есть и делаем то, что мы делаем.

Когда мы стараемся, мы прикладываем чрезмерные усилия и задаем дополнительную работу мозгу, что его перевозбуждает, и в результате этого смешиваются приобретенные и врожденные двигательные паттерны. Мы не можем изменить наши двигательные паттерны только при помощи ментальных процессов, так как это приводит лишь к нашему ощущению неудачи или заключению, что мы не можем достичь этого прямо сейчас. Мы можем уйти в хронический стресс, если мы не связаны с нашим опытом совершения чего-либо наилучшим для нас образом, так как мы можем начать зависеть от усилий, которые приходится прилагать в ситуациях, требующих большей скорости и напряжения. В результате этого наши проприорецепторы (мозговые клетки, находящиеся в мышцах) навсегда «запоминают» новые двигательные модели, требующие дополнительных усилий.

Мы часто привыкаем к движениям (очевидным и неуловимым, которые требуют усилий и напряжения.

При обучении на основе движения двигательная активность обеспечивает контекст, в котором мы создаем паттерны (модели) нового поведения. Когда мы находимся в интегрированном состоянии, мы имеем доступ к обеим интегрированным передачам - высокой и низкой. Мы можем обрабатывать детали (низкая передача) в контексте наших мотиваций, намерений и действий (высокая передача). При обучении под стрессом мы теряем наше ощущение интеграции, и, как следствие, мы можем чувствовать себя перегруженными большим количеством деталей, сбитыми с толку и недостаточно сфокусированными (неинтегрированная высокая передача). Или, наоборот, мы можем потерять ощущение целостной картины и перспективы, стать слишком старающимися и чрезмерно сфокусированными (неинтегрированная низкая передача).

Обучение чему-нибудь новому подобно тому, как младенец учится ходить или как супруги учатся общению "друг с другом, требует отслеживания и осознанности. Отслеживание - процесс фокусирования вашего внимания в настоящем и на настоящем и сосредоточение на том, как мы делаем то, что делаем. При этом мы сознательно уделяем внимание тому, как мы наблюдаем, осознаем, как собираем и накапливаем информацию через наши визуальные, аудиальные и другие сенсорные каналы.

Отслеживание - самый важный навык, который можно получить при продуктивном применении Гимнастики мозга. Оно дает самоосознанность и возможность целенаправленно совершать выбор. С этими качествами мы способны достигать оптимального развития префронтального кортекса, так как в этом случае он работает совместно со стволовым отделом мозга и сенсорной системой, что является ключом для наивысшего мышления. Отслеживание позволяет нам испытывать гармонию (вместо напряжения и рассогласованности) между префронтальным кортексом, с его возможностями ориентирования, и нашим стволом головного мозга, отвечающим за выживание.

Каждый раз, наблюдая собственное состояние (мысли, эмоции и ощущения, мы используем префронтальную кору головного мозга. Мы отмечаем позу нашего тела, наши сенсорные ощущения и двигательные модели (паттерны, заложенные в стволе головного мозга, и тем самым содействуем интеграции стволовой части мозга с лобными долями : выстраиваем «мост» между этими двумя отделами головного мозга. Отслеживание - это тоже модель поведения, оно ведет к планированию, исследованию и освоению новых паттернов.

Каждый человек имеет свой собственный, уникальный темп (РАСЕ) и ритм, свое ощущение времени и свою скорость, которые позволяют сделать процесс обучения оптимальным. Если мы можем погрузиться в этот комфортный для нас ритм, мы эффективно занимаемся самообучением, определяя для себя следующий необходимый шаг. Найти свой темп - значит иметь доступ к интегрированной высокой (Понял) и интегрированной низкой (Понимаю) передачам - двум состояниям, необходимым для обучения, в которых мы можем действовать наилучшим образом.

PACE состоит из следующих составляющих: 1. Энергетичность - питье Воды помогает сохранять баланс воды, особенно когда мы держим её во рту, посасывая, а не глотаем сразу. 2. Ясность - Кнопки мозга - электрические рефлексные точки для глаз. Стимуляция этих точек подобна мини-балансу для пересечения срединной линии. Движения наших глаз вправо и влево на периферию с одновременным удерживанием точек в кинестетическом срединном поле восстанавливает наше центрированное зрение и одновременно сохраняет наше рефлекторное сканирующее движение глаз от срединной линии на периферию. Упражнение Кнопки мозга также позволяет установить первичные соответствия вертикали и горизонтали (вертикальная средняя линия грудины и уровень ключиц в скелетной системе). Это помогает нам найти наш визуальный центр, что является необходимым фундаментом для бинокулярного зрения. Это упражнение готовит нас к получению максимальной пользы от выполнения следующего - упражнения Перекрестный шаг, требующего пересечение срединной линии. 3. Активность - выполнение движений упражнения Перекрестный шаг одновременно активизирует обе стороны нашего тела, «зажигая» нейронные цепочки в левом и правом полушариях. Эти движения одновременно помогают стабилизировать таз, а также мобилизовать и стабилизировать плечи, что поддерживает рефлексы походки. Это стабильное и скоординированное упражнение на крупную моторику обеспечивает комфортные двигательные паттерны, которые мы развиваем и поддерживаем, когда сидим и выполняем задания, требующие контроля мелкой моторики. Перекрестный шаг готовит нас к получению максимальной пользы от выполнения следующего упражнения, которое называется Крюки. Оно помогает снять напряжение, чтобы мы могли замедлиться и расслабиться. В системе упражнений РАСЕ мы идем от движения целостного тела в Перекрестном шаге к расслаблению целостного тела в Крюках. 4. Позитивность - выполнение первой части упражнения Крюки активирует вестибулярную систему и мышцы, связанные с балансом, восстанавливающим наше равновесие после эмоциональных и социальных стрессов. При этом кровь и внимание оттягиваются от периферийных участков тела к срединной линии тела (что ослабляет рефлекс «нападения и убегания»). Вместо рефлекторного неконтролируемого поведения мы становимся способными к высокому уровню мышления и принятию решений. Вторая часть упражнения Крюки - это метафора, символизирующая совместную работу полушарий мозга через мозолистое тело.

И когда мы в учебный процесс включаем PACE, отслеживание, из проблемы переходим к цели, и выполняем упражнения – мотивация учащихся растет. Отлично, если вместе с детьми все это моменты выполняют и взрослы: учителя и родители. Результат становится значительнее лучше. И уже все реже приходится слышать о том, что ребенок не хочет учиться.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Корова» для младших школьниковДидактическая игра «Корова» для младших школьников Предлагаю поиграть в игру "Корова". Моим малышам игра очень нравится. Эта игра на ориентирование закрытыми глазами и на пространственные.

Фотоотчет. Русская Масленица. Праздник для школьниковФотоотчет. Русская Масленица. Праздник для школьников Все долго ждали, готовились к празднику Масленицы. У разудалой да развеселой Масленицы, что ни день, то свой праздник, как у блинов- своя.

Коллективные способы обучения младших школьников Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение.

Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики «Кружащиеся снежинки» Цель: Воспитание у детей интереса к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Учить детей выполнять дыхательные упражнения. 2. Развивать у детей.

Консультация для родителей: «Влияние артикуляционной гимнастики при постановке звуков у детей дошкольного возраста» В настоящее время все чаще у детей в дошкольном возрасте возникает дислалия. Это зависит от многих факторов: подражание неправильной речи,.

Сценарий для младших школьников «Путешествие по сказкам»Сценарий для младших школьников «Путешествие по сказкам» Действующие лица: Дед Мороз Снегурочка 1-й Скоморох 2-й Скоморох Красная шапочка Серый Волк Сказитель Настенька Иван Старушка Цыганка Ход.

Сценарий ко Дню матери для младших школьников Сценарий ко дню матери. (Зал оформлен цветами, шарами и детскими рисунками на тему «Портрет моей мамы». На главной стене - аппликация, на.

Сценарий праздника детства (для школьников и студентов) Перед началом концерта всем вошедшим в зал гостям вручают воздушные шарики, но только у 12-ти гостей, внутри воздушных сувениров скрыты.

Конспект занятия по развитию речи «Хорошая кашка, для мозга чашка» конструкт непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Цель • Систематизация знаний.

Выступление на семинаре-практикуме «Влияние пальчиковой гимнастики на речь ребёнка»Выступление на семинаре-практикуме «Влияние пальчиковой гимнастики на речь ребёнка» Выражение «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» принадлежит известному учёному, физиологу В. М. Бехтереву.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние гимнастики мозга на мотивацию школьников
Опубликовано: 29 апреля 2016 в 06:03
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние гимнастики мозга на мотивацию школьников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Костарева (УИ 655018) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД