Людмила Васильева
Влияние гаджетов на развитие ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние гаджетов на развитие ребенка
Актуальность консультаций:
Родители перестают быть «экспертами» в воспитании и социализации своих детей. В результате утрачивается культура родительства, связь поколений через передачу опыта.
Цель:
Вместе с родителями разобраться, чем опасны гаджеты, какой от них вред и какая польза.
Задачи:
• поиск информации о влиянии гаджетов на здоровье человека;
• провести социологический опрос среди родителей;
• проанализировать полученные данные.
Методы исследования:
• изучение литературы;
Публикация «Влияние гаджетов на развитие ребенка» размещена в разделах
• анкетирование;
• обобщение.
Продуктом консультации является: Разработка буклета «Влияние гаджетов на здоровье человека».
Сегодня проблема «дети и гаджеты» — это действительно проблема.
Разрыв между поколением отцов и детей существовал всегда. Однако сейчас тут пролегла уже почти официально признанная граница. Мы — поколение, пришедшие в мир из бескомпьютерных времен. Они — поколение, родившиеся со смартфоном в руках. Сразу после рождения ребенок погружается в мир технологий и гаджетов. По данным международных организаций, родители проводят в интернете в среднем в 1,5 раза больше времени, чем подростки, и в 2 раза больше, чем младшие школьники. Родители обычно сами дают детям гаджеты, и довольно рано — с шести-восьми месяцев. Побуждения, разумеется, благие: хочется, чтобы малыш как можно раньше освоил счет, алфавит, иностранный язык. Но стоит внимательнее рассмотреть эффект от таких занятий. В наши дни телевизор, компьютер, телефон и планшет - стали обычной игрушкой для малышей. С еще совсем маленького возраста ребенка приучают кушать за просмотром мультфильмов, засыпать под уже любимые звуки и картинки на экране. Когда родителям нужно отвлечься или позаниматься своими делами - стало совсем нормальным, посадить ребенка в манеж и дать ему в руки гаджет со скаченными якобы полезными и развивающими играми для него. Но как же можно себе представить, что перелистывание картинки на экране одним движением пальца и рассматривание картинок - может хоть как-то улучшить развитие малыша?
Такое безответственное отношение взрослых к современному образу жизни их детей, может очень пагубно повлиять на здоровье ребенка, а так же психическое развитие их детей в будущем.
Во-первых, ребенок проводит с гаджетом значительно больше времени, чем проводил бы за традиционными занятиями, ущерб двигательной активности, не менее важной для полноценного развития. Во-вторых, информация часто не соответствует возрасту.
Но существует и Польза от гаджетов.
Гаджеты можно рассматривать не как средство развлечения, а как реальную помощь. Существует множество сайтов и учебных приложений, направленных на развитие мелкой моторики, реакции, логики, памяти и других важных навыков, которыми вполне может пользоваться ребенок дошкольного возраста. Это развивает навыки самостоятельности и учит извлекать пользу из гаджетов, а не рассматривать их только как развлечение. Можно выйти в интернет и просмотреть интересующую ребенка информацию. Кроме того, специальные приложения даже помогают заниматься спортом. С легкостью можно найти тренировочные видео уроки, где уже будет подобран комплекс упражнений. В целом, электронные устройства уже прочно вошли в нашу жизнь, и нет смысла полностью запрещать их. Но надо четко контролировать время, которое малыш будет тратить на интерактивные развлечения, а также извлекать выгоду из детских обучающих программ.
Помните, что чрезмерное увлечение гаджетами плохо влияет на состояние детей.
Давайте посмотрим, как влияют планшеты-смартфоны на состояние ребенка :
1. От длительного нахождения вблизи экрана, у дошкольников очень быстро ухудшается зрение.
2. Скелет ребенка находится в стадии развития. Долгое сидение перед компьютером или с планшетом в руках лишает ребенка возможности двигаться. У детей нарушается осанка, появляются сколиозы. Мышцы не развиваются.
3. Нередко у детей возникают головные боли. Ведь дети сидят в одной позе. От этого сдавливаются кровеносные сосуды.
4. Дети отстают в речевом развитии. Они поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают. Речь становится бедной и примитивной. Ведь дети овладевают речью только в живом общении. Потоки информации, льющиеся с экрана, остаются пустыми звуками.
5. Если нет внешней, то нет и внутренней речи, значит нет мышления, воображения и переживания — все того, что составляет внутренний мир человека. Внутреннюю пустоту необходимо теперь всегда заполнять виртуальным миром.
6. Дети быстро отвлекаются, переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений. Только вот все эти разнообразные впечатления поверхностные и отрывочны.
7. Дети не могут самостоятельно занимать себя. Они не могут придумать новые игры, рассказы или сочинить сказку.
8. Дети теряют желание общаться со сверстниками. Им не о чем разговаривать, не о чем спорить. Если дети и пытаются поговорить со сверстниками, то разговоры у них сводятся к компьютерным играм или мультикам.
В результате длительного использования гаджетов, дети могут потерять интерес к реальному миру, и у них возникнет зависимость к гаджетам.
Пока дети еще ходят в детский сад, а не в школу, их легче отучить от телевизора или компьютера. Ведь, чем младше ребенок, тем легче это сделать.
Если Вы хотите отучить своих детей от гаджетов, то начните с себя. Ограничьте собственное бесполезное времяпровождение в сети. Научите детей играть в реальные игры. Существует множество интересных подвижных игр. Можно поиграть в настольные игры: лото, ходилки или домино. Дети с удовольствием играют в дидактические игры и сюжетно-ролевые. Особенно с мамой и папой!
Сделайте акцент на способностях детей. Хвалите и подбадривайте их.
Некоторым детям нужно объяснять про вред гаджетов, а другим невозможно ничего рассказать. К таким детям надо применять ласку. Мамины руки всегда должны быть наготове. Берите на ручки, успокаивайте, а потом активно вовлекайте в игру.
Не делайте послаблений. Как бы Вы не были заняты, не отдавайте снова в руки виртуального мира своих детей. Полное ограничение тоже вредно. Ограниченное время и только мультики или игры согласно возраста ребенка. Отвлекайте детей от сверстников, если у тех в руках планшеты или другие современные безделушки. Берите с собой любимую машинку, щеночка или куклу. Возьмите интересную книжку. Всегда можно найти альтернативу, было бы желание.
Для чего все это нужно?
- Вы станете больше общаться со своими детьми и сами вернетесь в детство. Станете более жизнерадостными и здоровыми.
- У Ваших детей уменьшатся капризы и истерики. Они станут более спокойными.
- У Вас появится много свободного времени. Ведь не будет пустого времепрепровождения у бездушных машин. Вы станете все успевать.
Отучение от гаджетов детей пойдет на пользу всей Вашей семье.
В Ваших руках будущее Ваших детей. Не дайте детям сделать его виртуальным вместо реального.
Признаки влияния гаджетов на развитие ребенка :
1. отставание в развитие речи : ребенок поздно начинает говорить, у него очень маленький словарный запас. Говорить он не любит и не хочет, потому что у него это плохо получается. Ребенок начинает злиться сам на себя и совсем перестать стараться, не видя результатов. А в этом возрасте он как раз и должен овладевать речью именно в живом общении через диалог.
2. неспособность концентрироваться на одном деле, нежелание заниматься чем-то действительно интересным, безучастность к активной деятельности.
3. снижение воображения и фантазии, им не интересно самим где-то участвовать и что-то придумывать. Затрачивать свои силы, напрягать мозги, работать головой и телом - им гораздо легче пойти посмотреть мультики на диване, поиграть в игры на планшете, побыть там супергероем - и при этом также получить заряд готовых развлечений.
4. развитие в них жестокости, внутренней пусты, неспособность сопереживать другим и чувствовать единение с миром природы, с миром людей.
Ранний возраст ребенка является наиболее ответственным — он определяет все дальнейшее его развитие и существование. Полноценное развитие ребенка возможно только в активном и постоянном его общении с близкими взрослыми.
Никакие гаджеты не заменят вашему ребенку Вас самих и Вашу любовь!
Сохранять контакт со своими детьми очень важно и нужно, даже если каждый наш рабочий день полон множества событий и нам кажется, что мы устали. Нужно находить в себе силы для развития и общения со своими детьми. Создавайте семейные вечера, совместные семейные экскурсии и вы увидите, как постепенно ребенок сам начнет обратный путь от гаджета к живому настоящему общению.
Примеры семейных игр, которые помогут тесному общению в семье без «гаджетов» :
1. «По ОЧЕРЕДИ» Суть игры заключается в том, что первый игрок должен загадать про себя простое слово, например, «тарелка». Остальным участникам игры ведущий называет только первую букву слова, к примеру, «т». Затем каждый из игроков по очереди пытается угадать слово, задавая ему наводящие вопросы, например, «Этот предмет из дерева?». Ведущий должен понять, о каком предмете подозревает игрок и сказать «Нет, это не табуретка».
2. «ВСТАВЬ СЛОВЕЧКО» Ведущий составляет небольшой рассказ, и записывает его на листочке, пропуская все прилагательные в своем тексте. Никто из участников игры не видит рассказ, а затем по очереди называют любые прилагательные, которые ведущий должен вписать в свою историю. В итоге игры у вас получиться смешной рассказ, читая который, вы будете умирать со смеху.
3. «НАРИСУЙ, КАК Я» Ребенку нужно нарисовать любой рисунок, но достаточно известного предмета, и никому его не показывать. Затем другой взрослый должен нарисовать тот же рисунок со слов малыша. Кроха не должен давать ассоциации или пересказывать рисунок, а просто комментировать «черточка посередине, затем кружочек сверху, в нем еще 2 кружочка и т. д». В конце игры вам нужно сравнить рисунок ребенка и взрослого и от души посмеяться.
4. «РАССКАЗ ПО КРУГУ» Для этой игры вам нужно будет немножко подготовиться: вырезать из бумаги 15-20 карточек с изображение разных предметов. Если вы играете с малышами, лучше, чтобы эти предметы были как можно проще, а для детей постарше можно наклеить известных мультяшных героев. В начале игры каждому игроку раздается по 5-7 карточек. Первый игрок тянет одну свою карту и начинает рассказ с тем словом, которое изображено на ней. Второму человеку в команде нужно продолжить рассказ, используя слово на своей карточке и т. д. Главное правило: история может быть фантастической и смешной, но она должна быть связной.
5. ИГРА В АССОЦИАЦИИ. Один из игроков выходит из комнаты, а другие участники загадывают какое-нибудь слово, а лучше — родственника или друга семьи. Тому, кто выходил, нужно отгадать слово, задавая наводящие вопросы, но только об ассоциациях, например: «на какой овощ похож этот человек?», «с каким цветом ассоциируется этот человек?» и т. д.
Никто не настаивает играть с детьми каждый вечер, ведь личное пространство необходимо и детям, и взрослым, но организовать семейный игровой вечер раз в неделю вполне по силам каждой семье.
Так же стоит обратиться к рекомендациям врачей. Они считают, что «золотая середина» — это пребывание ребенка у монитора (компьютера, планшета или смартфона) со следующей продолжительность:
1. Дети 4-5 лет — не более 15 минут;
2. 6 лет — 20 минут;
3. 7-9 лет — 30 минут;
4. 10-12 лет — 40 минут;
5. 3-14 лет — 50 минут.
Если складывается так, что занятие предполагает более длительное нахождение перед монитором, необходимо делать хотя бы 10-минутые перерывы. Эти цифры могут показаться довольно суровыми. Но, по мнению специалистов, даже взрослый человек не должен работать за компьютером беспрерывно более часа.
При работе с родителями возможно проведение анкетирования.
Анкета для родителей «Мой ребёнок и гаджеты»
Уважаемые родители, просим вас принять участие в анкетировании.
Подчеркните один из предложенных вариантов ответа или запишите свой
вариант.
1 Умеет ли ваш ребенок пользоваться гаджетами? ДА НЕТ
2 Сколько времени проводит за гаджетами в день?
___
3 Как ваш ребёнок проводит время за гаджетами?
Варианты ответов: играет в игры, смотрит мультфильмы или фильмы,
другое___
4 Вы довольны, что ваш ребёнок так увлечен современными гаджетами?
___
(обоснуйте ответ)
5 У вас есть беспокойство по поводу пользования ребёнка гаджетами?
___
6 Что такое информационная безопасность ребёнка, по вашему мнению?
___
7 Какие меры по информационной безопасности вашего ребёнка вы
предпринимаете?
___
___
8 Какие черты характера появились у ребёнка после начала
использования компьютера?
___
Заключение.
Подводя итоги можно утверждать, что в современном мире все больше детей злоупотребляют использованием гаджетов. Это негативно сказывается на физическом и психологическом здоровье. Современные родители не придают должного внимания данной проблеме. Перед педагогами стоит очень важная задача - проконсультировать родителей на тему вреда и пользы использования гаджетов, напомнить или научить их формам взаимодействия со своими детьми, оказать необходимую помощь родителям в постепенном отучение ребенка от чрезмерного использования гаджетов.