Наталья Федотова
Влияние цифровых устройств на развитие дошкольника
Жизнь в современной цифровой эпохе невозможно представить без электронного устройства и Интернета. Наш телефон содержит миллионы ГБ информации и ответы практически на все вопросы, которые мы задаем.
- Почему небо голубое? - Давайте загуглим.
- Какая погода завтра? - Посмотрим погоду в Яндексе.
- Я хочу есть! -Закажу доставку через приложение.
Публикация «Влияние цифровых устройств на развитие дошкольника» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Утром, днём, вечером в руках у нас смартфоны, и сегодня жизнь без этих приборов уже не представляется возможной. Даже детям сегодня, чуть ли не с пеленок, легко управлять компьютером, телефоном, планшетом, часто объясняя родителям о том, как можно справиться с какой-либо технической новинкой.
Если совсем недавно в обществе обсуждали компьютерную зависимость у подростков и старшеклассников, то в последние 2-3 года специалисты говорят о случаях зависимости у детей дошкольного возраста, и это уже не говоря о взрослых.
Первые годы малыша являются самыми важными. В этом возрасте заложены основные черты личности, основы здоровья, характера. Ребенок познает мир через органы чувств. Таким образом, все занятия и игры должны быть направлены на совершенствование слуха, зрения, обоняний, осязания.
Но все это может способствовать плохому развитию у ребенка мелкой моторики. Родители сами дают детям в руки телефоны/планшеты. Кто-то, что бы просто отвлечь, кто-то так обучает своё чадо с помощью полезных приложений с играми. Например, где нужно перемещать шарики и кубики в разные стороны. Но это может способствовать тому, что у ребёнка не развивается пространственное восприятие предметов, отсюда и проблемы с моторикой. Ребенок не сможет оценить, как далёко от него находятся предметы, или правильно взять в руку кубик, чтобы его переместить. У него всё будет рушится.
Сидя у экранов телевизора или планшета ребенок не сможет научиться говорить, а учится лишь подражанию звуков. В компьютерных играх, роликах на ютубе, мультиках для дошкольников часто содержатся только простые фразы и обороты речи, их сюжет достаточно примитивен и доступен, чем они и привлекательны для многих детей. Вспомните незамысловатый синий трактор, Барбоскиных или любимую детьми Машу и Медведя. Мультики стали настолько простыми, что логическое мышление перестает быть необходимым для понимания общего смысла происходящего на экране. Следовательно, развития речевых процессов не происходит.
Дошкольники поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, речь бедна и примитивна.
Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и является участником диалога: задает вопросы, отвечает. От мелкой моторики зависит развитие речевых функций, поэтому, чем больше ребёнок занимается с мелкими предметами, тем раньше и лучше у него формируются речевые центры. Необходимость оперировать словами, называть предметы, отвечать на вопросы, т. е. использовать речь для общения, появляется только в случае взаимодействия с другим человеком.
У ребенка, который использует электронные устройства для игр и просмотра мультфильмов, нет необходимости с ними «общаться» посредством звучащей речи. Развитие речи происходит только тогда, когда взрослый активно включается в обсуждение мультиков и игр, а также может при необходимости пояснить смысл аудио- или видеофрагмента.
Все чаще отмечается у детей неспособность к фантазии и творческой активности. Поэтому детям не интересны и скучны книги. Они просто не способны вообразить то, о чем читают. Родители сами перестали читать детям книги. Многим детям даже трудно воспринимать информацию на слух, они не могут удержать в памяти цепочку из нескольких предложений, связать их одним смыслом.
Пострадать могут и зрительно-пространственные функции. Ограничение области зрительного сканирования, разные варианты расположения гаджета, автоповорот экрана и ограниченные возможности манипулирования экранными объектами могут привести к тому, что ребенок будет дезориентирован в реальном пространстве и в пространстве листа бумаги.
Восприятие времени, его естественного течения также может быть искажено из-за неконтролируемого использования гаджетов: ребенок, который подолгу взаимодействует с экраном, не замечает, как проходит время.
Бесконтрольное использование электронных устройств привело к появлению нового определения – «цифровое слабоумие». Это снижение интеллектуальных способностей у физически здоровых детей, жизнь которых началась с использования гаджета.
Было установлено, что дети 2 и 3 лет, проводящие много времени перед экраном, в три года и пять лет показывают низкие результаты по тестам развития.
Способности к восприятию и анализу информации гаджеты не улучшают. Наоборот, обучающиеся традиционным способом дети часто показывают более высокий уровень развития по сравнению со сверстниками, проводящими большую часть времени с различными девайсами.
Один из верных признаков того, что гаджеты вызывают у ребёнка нездоровый интерес и определяют его эмоциональное состояние, – слабая концентрация. В таком случае он отказывается от любой активности, например, порисовать, полепить из пластилина, поиграть в игрушки. Вместо этого ребёнок просит вернуть ему телефон. Активность, связанная с конструированием, обычно увлекает даже самых непоседливых детей. Если ребёнок и этого не хочет, тогда есть смысл говорить о зависимости.
Все выше сказанное, конечно, не означает полностью исключить современные гаджеты из жизни ребенка. Полезными электронные устройства будут в том случае, если помогают искать познавательную и развивающую информацию, которая не может быть получена в доступной окружающей среде, но при этом их использование сопровождается живым общением и взаимодействием со взрослым. Для нас самое главное, чтобы дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.
В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Именно климат в семье, человеческое общение с родителями, другими родственниками, а в последствии и со сверстниками формирует внутренний мир ребенка, отсутствие человеческого общения в семье, где все заняты своими гаджетами, скупость проявления эмоций родителями, поглощенными Ютуб-каналом и есть причина внутренней пустоты у ребенка, которая в последствии порождает детскую агрессию и жестокость.
Не правильно и невозможно исключить электронные устройства из жизни семьи, поэтому важны осознанность и баланс. Мы должны регулировать время, которое ребенок и родители проводят с гаджетами, использовать его целенаправленно и осмысленно, обращать пристальное внимание на контент. Но самое главное, что можно посоветовать родителям дошкольников – начать с себя.