Лучший педагог года

Влияние цифровых устройств на развитие дошкольника

Наталья Федотова
Влияние цифровых устройств на развитие дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Жизнь в современной цифровой эпохе невозможно представить без электронного устройства и Интернета. Наш телефон содержит миллионы ГБ информации и ответы практически на все вопросы, которые мы задаем.

- Почему небо голубое? - Давайте загуглим.

- Какая погода завтра? - Посмотрим погоду в Яндексе.

- Я хочу есть! -Закажу доставку через приложение.

Публикация «Влияние цифровых устройств на развитие дошкольника» размещена в разделах

Утром, днём, вечером в руках у нас смартфоны, и сегодня жизнь без этих приборов уже не представляется возможной. Даже детям сегодня, чуть ли не с пеленок, легко управлять компьютером, телефоном, планшетом, часто объясняя родителям о том, как можно справиться с какой-либо технической новинкой.

Если совсем недавно в обществе обсуждали компьютерную зависимость у подростков и старшеклассников, то в последние 2-3 года специалисты говорят о случаях зависимости у детей дошкольного возраста, и это уже не говоря о взрослых.

Первые годы малыша являются самыми важными. В этом возрасте заложены основные черты личности, основы здоровья, характера. Ребенок познает мир через органы чувств. Таким образом, все занятия и игры должны быть направлены на совершенствование слуха, зрения, обоняний, осязания.

Но все это может способствовать плохому развитию у ребенка мелкой моторики. Родители сами дают детям в руки телефоны/планшеты. Кто-то, что бы просто отвлечь, кто-то так обучает своё чадо с помощью полезных приложений с играми. Например, где нужно перемещать шарики и кубики в разные стороны. Но это может способствовать тому, что у ребёнка не развивается пространственное восприятие предметов, отсюда и проблемы с моторикой. Ребенок не сможет оценить, как далёко от него находятся предметы, или правильно взять в руку кубик, чтобы его переместить. У него всё будет рушится.

Сидя у экранов телевизора или планшета ребенок не сможет научиться говорить, а учится лишь подражанию звуков. В компьютерных играх, роликах на ютубе, мультиках для дошкольников часто содержатся только простые фразы и обороты речи, их сюжет достаточно примитивен и доступен, чем они и привлекательны для многих детей. Вспомните незамысловатый синий трактор, Барбоскиных или любимую детьми Машу и Медведя. Мультики стали настолько простыми, что логическое мышление перестает быть необходимым для понимания общего смысла происходящего на экране. Следовательно, развития речевых процессов не происходит.

Дошкольники поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, речь бедна и примитивна.

Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и является участником диалога: задает вопросы, отвечает. От мелкой моторики зависит развитие речевых функций, поэтому, чем больше ребёнок занимается с мелкими предметами, тем раньше и лучше у него формируются речевые центры. Необходимость оперировать словами, называть предметы, отвечать на вопросы, т. е. использовать речь для общения, появляется только в случае взаимодействия с другим человеком.

У ребенка, который использует электронные устройства для игр и просмотра мультфильмов, нет необходимости с ними «общаться» посредством звучащей речи. Развитие речи происходит только тогда, когда взрослый активно включается в обсуждение мультиков и игр, а также может при необходимости пояснить смысл аудио- или видеофрагмента.

Все чаще отмечается у детей неспособность к фантазии и творческой активности. Поэтому детям не интересны и скучны книги. Они просто не способны вообразить то, о чем читают. Родители сами перестали читать детям книги. Многим детям даже трудно воспринимать информацию на слух, они не могут удержать в памяти цепочку из нескольких предложений, связать их одним смыслом.

Пострадать могут и зрительно-пространственные функции. Ограничение области зрительного сканирования, разные варианты расположения гаджета, автоповорот экрана и ограниченные возможности манипулирования экранными объектами могут привести к тому, что ребенок будет дезориентирован в реальном пространстве и в пространстве листа бумаги.

Восприятие времени, его естественного течения также может быть искажено из-за неконтролируемого использования гаджетов: ребенок, который подолгу взаимодействует с экраном, не замечает, как проходит время.

Бесконтрольное использование электронных устройств привело к появлению нового определения – «цифровое слабоумие». Это снижение интеллектуальных способностей у физически здоровых детей, жизнь которых началась с использования гаджета.

Было установлено, что дети 2 и 3 лет, проводящие много времени перед экраном, в три года и пять лет показывают низкие результаты по тестам развития.

Способности к восприятию и анализу информации гаджеты не улучшают. Наоборот, обучающиеся традиционным способом дети часто показывают более высокий уровень развития по сравнению со сверстниками, проводящими большую часть времени с различными девайсами.

Один из верных признаков того, что гаджеты вызывают у ребёнка нездоровый интерес и определяют его эмоциональное состояние, – слабая концентрация. В таком случае он отказывается от любой активности, например, порисовать, полепить из пластилина, поиграть в игрушки. Вместо этого ребёнок просит вернуть ему телефон. Активность, связанная с конструированием, обычно увлекает даже самых непоседливых детей. Если ребёнок и этого не хочет, тогда есть смысл говорить о зависимости.

Все выше сказанное, конечно, не означает полностью исключить современные гаджеты из жизни ребенка. Полезными электронные устройства будут в том случае, если помогают искать познавательную и развивающую информацию, которая не может быть получена в доступной окружающей среде, но при этом их использование сопровождается живым общением и взаимодействием со взрослым. Для нас самое главное, чтобы дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.

В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Именно климат в семье, человеческое общение с родителями, другими родственниками, а в последствии и со сверстниками формирует внутренний мир ребенка, отсутствие человеческого общения в семье, где все заняты своими гаджетами, скупость проявления эмоций родителями, поглощенными Ютуб-каналом и есть причина внутренней пустоты у ребенка, которая в последствии порождает детскую агрессию и жестокость.

Не правильно и невозможно исключить электронные устройства из жизни семьи, поэтому важны осознанность и баланс. Мы должны регулировать время, которое ребенок и родители проводят с гаджетами, использовать его целенаправленно и осмысленно, обращать пристальное внимание на контент. Но самое главное, что можно посоветовать родителям дошкольников – начать с себя.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка»Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка» Сегодня я хочу предложить вам вспомнить своё детство. Наверное каждый из вас, в детстве сооружал самолётик, пилотку или кораблик из газеты.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие ребенка» Консультация для родителеймузыкальный руководитель 1 кв. к. Иванова С. И. Влияние музыки на развитие ребенка. Музыка - одно из древнейших видов.

Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников» Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное.

Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка»Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка» Значение семьи в жизни ребенка очень большое: семья выступает, как институт социализации ребенка. В связи с этим родителям необходимо правильно.

Стили родительского воспитания и их влияние на развитие детейСтили родительского воспитания и их влияние на развитие детей Существуют три типа семей по степени эмоциональной привязанности к ребёнку, по степени контроля своего ребёнка. И в зависимости от того,.

Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи»Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи» В чем заключается влияние пальцев на развитие речи. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная.

Влияние арт-терапии на развитие ребенка Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Влияние семьи на развитие ребенкаВлияние семьи на развитие ребенка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние цифровых устройств на развитие дошкольника
Опубликовано: 28 октября 2021 в 21:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние цифровых устройств на развитие дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Федотова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД