Елена Юсупова
Влияние аквааэробики на физическое развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое развитие детей дошкольного возраста является основой разностороннего развития. Одним из важнейших способов физического развития и оздоровления детей являются занятия плаванием, чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.
Для того, чтобы развить у детей наибольший интерес к плаванию, в своей педагогической практике применяю инновационные технологии.
Публикация «Влияние аквааэробики на физическое развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Инновационным методом, применяемым в нашем детском саду, является использование аквааэробики. Аквааэробика – это совершенно особый вид физической активности, когда одновременно работает вся мускулатура тела. Аквааэробика позволяет сократить период адаптации детей к условиям водной среды и формирования начальных навыков плавания. Это доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Она имеет преимущество перед строго дозируемыми упражнениями, что связано с инициативой, фантазией, творчеством и протекает эмоционально, стимулируя двигательную активность.
Аквааэробика – это новый популярный вид физических упражнений. Одной из ее особенностей является выполнение упражнений, основанных на умеренных по интенсивности движениях в воде под музыку, в различных положениях тела. Систематические занятия аквааэробикой повышают двигательную активность детей, формируют умение координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, дают возможность в движениях выразить свои индивидуальные особенности, помогают ориентироваться в пространстве. Для аквааэробики характерна особая техника движений, более свободная пластика рук, внимание акцентируется на танцевальности и эмоциональности движений.
Цель моей работы формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста в развитии плавательных навыков, посредством аквааэробики, направленных на сохранение и укреплении своего здоровья и воспитания социально значимых качеств
В процессе занятий решаются следующие задачи:
1. Оздоровительные:
- укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни;
- организовывать совместную двигательную деятельность педагога с детьми так, чтобы она подкреплялась положительными эмоциями;
- уделять внимание формированию правильной осанки, профилактики нарушения осанки и плоскостопия.
2. Образовательные:
- формировать у детей умение согласовывать движения с музыкой, развивать чувство ритма; выполнять движения красиво и правильно;
- обучать разнообразным двигательным умениям и навыкам.
3. Воспитательные:
- воспитывать потребность к здоровому образу жизни;
- способствовать развитию музыкальности, ритмичности, двигательной раскрепощенности;
- обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма;
- воспитывать стремление к активной деятельности и творчеству.
В бассейне имеются:
• Плавательные доски;
• Круги надувные детские;
• Гимнастические палки;
• Нудлсы;
• Мячи;
• Обручи.
На занятиях по обучению плаванию с применением аквааэробики, использую различное оборудование: аквапалки или нудлы, обручи, мячи, различные круги, нарукавники, калабашки, нестандартное оборудование (султанчики, цветы и др., которые способствуют привлечению внимания детей, созданию эмоционального фона занятия и интереса к ним, а также желание преодолевать возникающие трудности и получение удовольствия.
Такое оборудование способствует повышению интереса к занятиям, и прививает потребность к здоровому образу жизни.
Основу комплексов аквааэробики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (общеразвивающие, имитационные, танцевальные и др., позволяющие выразить эмоциональные состояния, сюжеты, образы.
Основными средствами занятий аквааэробикой являются физические упражнения, выполняемые в воде
Комплекс упражнений на суше с элементами ритмической гимнастики
Упражнения эффективно выполняются в воде, на середине бассейна. Первые упражнения комплекса для рук и плечевого пояса. Движения руками должны быть плавными и заканчиваться кистью. Упражнения, включающие наклоны и приседания, должны обязательно сочетаться с руками. Заканчиваться комплекс должен воде с элементами ритмической гимнастики прыжками, подскоками или бегом на месте.
Комплекс упражнений в воде с элементами ритмической гимнастики
Выполненный на суше комплекс повторяется в воде, на середине бассейна под более медленную музыку (в соответствующем темпе). Выполнение одинаковых упражнений в различных условиях, на суше и в водной среде, дает ребенку возможность лучше познакомиться с физическими свойствами воды.
Специальные силовые упражнения
Способствуют развитию силы и укреплению связочного аппарата. Для развития силы рук в основном выполняются гребковые движения различной траектории, для развития силы ног – маховые движения в различном направлении с различной траекторией, выпрыгивания, бег с высоким подниманием бедра и т. д.
Упражнения, способствующие овладению техникой плавания
Это упражнения, в которые включены элементы техники различных способов плавания. Например: работа ног при плавании «кролем» на груди, или «кролем» на спине. Упражнения могут выполняться сидя или с опорой руками на дно, на середине бассейна.
Игровые станции
Представляют собой стационарные места, где дети работают маленькими группами или индивидуально, используя спортивное снаряжение и сопротивление воды для улучшения физической формы. На этих станциях популярно упражнение «бокс», когда занимающиеся атакуют воду ударами, а также используя для этой цели теннисные ракетки или клюшки. В занятия можно включить работу на сопротивление с резиновой лентой или специальными перчатками с перепонками. Оборудование, используемое на занятиях, в основном недорогое и простое в обращении. Это могут быть весла, эластичные бинты, теннисные ракетки, ласты, деревянные доски, лыжные палки, обручи. Время работы на каждой станции от 2 до 6 минут в зависимости от возраста и сложности.
Аэробные волны
Это движения, при помощи которых дети передвигаются вместе, пересекая бассейн в различных направлениях в аэробном режиме. Смена музыки или команда по свистку служит сигналом для перехода к следующей серии упражнений. Аэробные волны: имитирование передвижения на лыжах с палками, бег, ускорения в различных направлениях бассейна (вперед, назад и т. д., прыжки с ноги на ногу, подскоки вперед, прыжки с препятствиями, танцевальные шаги. Аэробные волны выполняются одновременно 3-4 детьми, стоящими в шеренге (можно со сцепленными руками). Время аэробной серии до трех минут.
Свободное плавание, игры малой и средней подвижности
После прохождения станций и аэробных волн, в заключительной части занятия, дети выполняют свободное плавание, ходьбу по бассейну, отдельные упражнения стретчинга (гимнастика поз, игры малой и средней интенсивности.
Также в первую и вторую часть занятия по аквааэробике могут быть включены игры на воде:
- для развития физических качеств (быстроты, ловкости, силы);
- для развития тонкой координации рук;
- способствующие освоению водной среды;
- способствующие овладению техникой плавания;
- вырабатывающие внимание;
- воспитывающие чувства коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки.
Структура НОД состоит из трех частей: подготовительная, основная и заключительная.