Лучший педагог года

ВКР на тему: «Наблюдение как метод экологического образования детей младшего дошкольного возраста»

Лопаева
ВКР на тему: «Наблюдение как метод экологического образования детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы организации наблюдения в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста. 8

1.1 Особенности экологического образования детей младшего дошкольного возраста. 8

1.2 Понятие, виды и методика организации наблюдений детей младшего дошкольного возраста. 12

1.3 Влияние наблюдений на экологическое образование детей младшего дошкольного возраста. 19

Публикация «ВКР на тему: „Наблюдение как метод экологического образования детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Глава 2. Опытно – -исследовательская работа по организации наблюдений в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста. 22

2.1 Диагностика по экологическому образованию детей младшего дошкольного возраста. 22

2.2 План проведения наблюдений в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста. 31

Заключение. 36

Список литературы. 38

Приложения. 41

Введение

Цель современного дошкольного образования - формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности.

Сегодня процесс обучения (на занятии и в совместной деятельности) - это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Современное занятие рассматривается как постоянно развивающая форма и строится на основе принципов сотрудничества, деятельностного подхода и использования активных форм и методов обучения. [23,336]

Именно на этой основе формируются коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия: умение планировать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи; ориентироваться в источниках информации. Появление системы гибких образовательных услуг, возникновение частных ДОУ разного типа, поиск активных форм и методов обучения и путей развития творческой личности делают актуальным исследование оригинальных, методических приемов и организационных форм воспитания детей, возникает необходимость более глубокого изучения исторического опыта. История человечества неразрывно связана с историей природы. [19,50]

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. В «Экологической доктрине Российской Федерации» особое внимание уделено экологическому образованию граждан. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Новая образовательная ситуация требует использования в экологическом образовании методов и форм, обеспечивающих в образовательной деятельности постепенное нарастание активности, самостоятельности и творчества детей. Активные методы и формы отвечают новым подходам организации экологического образования дошкольников.

Среди разнообразных методов экологического образования дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное и др.

Метод наблюдения в экологическом образовании детей дошкольного возраста является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний – это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами и явлениями. [14,125]

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в процессе экологического образования приучает детей подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания. Наблюдение природы так же является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. [4,198]

На протяжении последних десятилетий экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество, поэтому вопрос экологического образования приобретает особую остроту. Почему возникла такая необходимость? Причиной явились проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва, что губительно сказывается на растениях, животных, на здоровье людей. Волга, Байкал, Ладожское озеро - это только некоторые экологические проблемы.

Экологическое образование – важное направление развития детей младшего дошкольного возраста. Если правильно организовать педагогическую работу, то оно будет способствовать развитию познавательных процессов, будет формировать у детей ценностную картину мира, воспитывать экологическое сознание - бережное отношение к окружающему миру природы.

В. А. Сухомлинский придавал огромное значение влиянию природы на нравственное развитие детей. Он считает, что природа лежит в основе детского мышления, творчества. Он много раз отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы дети научились понимать природу, чувствовать ее красоту, нужно прививать им это качество с раннего детства. [30,254]

Теоретические основы экологического образования дошкольников исследовались как российскими так и зарубежными педагогами и психологами. Например, в исследованиях Т. В. Земцовой, Л. И. Мищик, И. С. Фрейдкина разработаны системы знаний и изучены возможности о неживой природе; Б. Бонева, Н. К. Постникова, И. А. Хайдурова и др. - о растительном мире; С. Н. Николаева, П. Г. Саморухова, Е. Ф. Терентьева, А. М. Федотова и др. - о животном мире. Воспитанию бережного и заботливого отношения к природе (на примере растительного и животного мира) посвящены исследования В. Г. Грецовой, М. К. Ибраимовой, З. П. Плохий, И. А. Комаровой. Рассмотрены вопросы формирования экологических представлений об экосистеме (О. Ю. Тютюнник, биоценозе (В. П. Арсентьева). Главная направленность этих исследований - отбор и систематизация экологически значимого содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста.

Проблема данного исследования: как наблюдение влияет на экологическое образование детей младшего дошкольного возраста?

Объектом исследования: выступает экологическое образование детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: наблюдение как метод экологического образования детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: наблюдение как метод экологического образования у младших дошкольников будет успешным если :

1) процесс наблюдения осуществлять систематически, целенаправленно и включать его в разные виды деятельности;

2) учитывать возрастные особенности и степень сформированности деятельности наблюдения у детей младшего дошкольного возраста ;

3) соблюдать требования для проведения наблюдения

Цель исследования: теоретически обосновать и практически выявить эффективность наблюдения, как метода экологического образования детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1) Рассмотреть понятия «экологическое образование» задачи по экологическому образованию для детей младшей группы.

2) Охарактеризовать понятие, содержание и структуру деятельности наблюдения в процессе экологического образования.

3)Описать психофизиологические особенности младших дошкольников в формировании начал экологического образования посредством наблюдения.

4)Экспериментально проверить и охарактеризовать условия эффективной организации наблюдения.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы :

1) теоретические - изучение и анализ литературы по теме исследования, обобщение материала.

2) эмпирические – диагностирование детей.

Структура ВКР включает в себя: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.

Практическая значимость исследования заключается в разработке плана работы по использованию наблюдений в экологическом образовании детей младшем дошкольном возрасте, которые могут быть использованы педагогами ДОУ.

База исследования: МАОУ «СОШ №12»СП» «Детский сад №5» г. Соликамска.

Глава 1. Теоретические основы организации наблюдения в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста

1.1 Особенности экологического образования детей раннего и младшего дошкольного возраста

Экологическое образование в дошкольном учреждении начинается с момента прихода детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.

Общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста ставятся задачи [26, 304] :

• развивать интерес к предметам и явлениям окружающей действительности (мир животных и растений)

• формировать первоначальные представления о явлениях природы, суточных, сезонных, пространственных изменениях в природе

• формировать экологические представления ценностных основ отношения к окружающему миру.

В ознакомлении с миром природы основная цель экологического образования в этой программе определяется, как помощь ребёнку в осознании себя активным субъектом природы.

Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.

Дети в возрасте трех-четырех лет доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой [5, 204].

Следует понимать, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени – им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова для них являются абстракцией и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними – только в этом случае дети данного возраста начинают реагировать на речь воспитателя. Успех их экологического образования могут обеспечить следующие способы подачи материала:

• мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи;

• медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;

• подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;

• частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;

• использование приемов, выражающих положительные эмоции малышей;

• осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;

• частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).

Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы - растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни [2, 210].

На данном этапе становления личности ведущим в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель, прежде всего, сосредотачивается на сенсорном развитии детей.

Становление первоначальных основ экологического образования у детей младшего дошкольного возраста - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. [3,9]

В возрасте трех-четырех лет, дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства – форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

Важным аспектом экологического образования на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. [4,198]

Образование детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут : растению на окне нужна вода, попугаю – зерна, а воробьям и голубям – хлебные крошки. ный возраст является начальным этапом формирования личности человека, очень важен становлением системы ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период формируются познавательные, эстетические, нравственные качества, накапливается эмоционально-чувственный опыт общения с объектами природы. Вопросы формирования гуманного отношения детей к природе интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений, общения, овладения продуктивными видами деятельности при осуществлении процесса экологического воспитания ребенка. Знания, которые ребенок получает при этом, приводят к процессу становления осознанно-правильного отношения к природе.

1.3 Влияние наблюдений на экологическое образование детей младшего дошкольного возраста

Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование систем научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духовно–нравственной и социальнойценности. Воспитанники детского сада должны понять, что охрана природы – это наша жизнь. Задача педагога – найти формы, методы воспитания в вопросе экологии. [15,70]

Природа и человек взаимосвязаны друг с другом. Хорошо понимая важность экологических проблем, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы.

Природа — важнейшее средство духовно-нравственного и экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которыми, дети так любят играть.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Экологическое отношение к миру, формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Ведь известно, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее.

В результате, при ознакомлении детей с природой, открываются широкие возможности для нравственного воспитания. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Задача экологического образования состоит не только в том, чтобы как можно больше дать знаний детям об окружающем нас мире растений, животных, насекомых, птиц, рыб, но в основе должна лежать деятельность самого ребенка, в процессе которой он сам изыскивает новые знания. Вот тогда при наличии знаний, наблюдений, деятельности в детях разовьется чувство отзывчивости, сочувствие ко всему живому, бережное отношение ко всему окружающему. [8,213]

В экологическом образовании дошкольников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому и духовно-нравственному воспитанию. Одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомились с растениями, животными, насекомыми. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интереса к природе, и охрана природы.

Таким образом, экологическое образование является основой всех основ. В зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. Экологическое образование человека необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты.

2.2 План проведения наблюдений в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста

Цель: разработка и реализация комплекса мероприятий по организации наблюдения как метода формирования начал экологического образования у младшего дошкольного возраста.

При планировании системы работы исходили из гипотезы исследования, поэтому учитывали следующие положения:

процесс наблюдения осуществляется систематически, целенаправленно, он включен в разные виды деятельности;

учитываются возрастные особенности и степень сформированности деятельности наблюдения у младших дошкольников;

соблюдаются требования для проведения наблюдения.

Представим тематическое планирование работы по организации наблюдения как метода экологического образования у детей младшего дошкольного возраста (таблица 1).

Таблица 1

Тема Цель наблюдения Срок

1. Цикл наблюдений «Осень»

1.«Наблюдение за

состоянием погоды»

Учить определять время года по

характерным признакам.

Сентябрь

2.«Листопад»

.

Показать детям многообразие

красок золотой осени; раскрыть новое понятие «листопад» Октябрь

3.«Наблюдение за осенним лесом»

Расширять представление о лесе;

Учить любоваться красотой родной природы. Ноябрь

2. Цикл наблюдений «Зима»

4.«Наблюдение за свежевыпавшим снегом»

Формировать представление о зиме; вызывать эстетическое переживание от красоты зимней природы, радость от прогулки.

Декабрь

5.«Наблюдение за снегопадом»

Формировать представление о состоянии воды. Январь

6.«Наблюдение за ветром»

Формировать представление об одном из признаков зимы — метели; учить определять направление ветра. Февраль

3. Цикл наблюдений «Весна»

7. Наблюдение за снегом

Продолжать знакомить детей с природными явлениями – снегом. Каким стал снег? Почему на дорожках скользко? Как надо ходить по дорожкам? Формировать элементарные представления о погодных изменениях. Март

8. Наблюдение «Пришла весна». Дать представления о ранней весне-первых солнечных днях. Апрель

9. Наблюдение за погодой дня

Формировать представления о весенних изменениях в природе – обратить внимание детей на лужи на дорогах, капель с крыш. Май

4. Цикл наблюдений «Лето»

10. Наблюдение за дождем

Закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Продолжать знакомить с таким явлением, как дождь.

Июнь

11. Наблюдение за солнцем

Дать представление о состоянии погоды летом. Закрепить названия сезонной одежды. Июль

12. Наблюдение за грозой

Познакомить с таким явлением, как гроза. Учить определять приближение грозы.

Август

5. Цикл наблюдений «Растительный мир»

13.«Рассматривание осеннего дерева»

Формировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине. Сентябрь

14. Наблюдение «Цветы на клумбе»

Познакомить с названиями отдельных растений, уточнить их строение: стебель, цветок; обратить внимание, что цветы растут на клумбах, за ними ухаживают дворник, воспитатели, дети, родители; учить любоваться красотой осенних цветов. Июль

6. Цикл наблюдений «Животный мир»

15.«Наблюдение за кошкой»

Расширять представление о домашнем животном — кошке;

Воспитывать желание заботиться о животных. Май

16.«Наблюдение за птицами во время кормления»

Прививать желание заботиться о птицах;

Формировать знания о повадках птиц;

Воспитывать любовь к природе.

Июнь

Таким образом, проведенные наблюдения как метод формирования начал экологического образования детей младшего дошкольного возраста в условиях исследования проводили с учетом следующих условий: процесс наблюдения осуществляли систематически, целенаправленно, включали в разные виды деятельности, учитывали возрастные особенности и степень сформированности деятельности наблюдения у детей младшего дошкольного возраста, соблюдали требования для проведения наблюдения.

Наблюдение является результатом осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения связывается с их содержанием, поэтому важно решить вопрос о содержании наблюдений – что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Наблюдение – это источник знаний, как метод исследования оно требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдений.

Соблюдение требований, предъявляемых к организации наблюдений за объектами и явлениями природы, позволяет осуществить их педагогически целесообразным способом и с наибольшим эффектом для воспитания детей, способствует формированию основ экологического образования посредством наблюдения.

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Стихи для детей младшего дошкольного возраста на тему «Деревья» .«Осинка» У осинки листья нежные, На ветру шуршат, словно бусинки, При тепле они все зелёные, От морозца - багрянцем горят. «Берёза» У.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Картотека стихов на тему «Осень» для детей младшего дошкольного возраста. Часть 1 В картотеке представлены стихи на тему "Осень". Они будут полезны для воспитателей, надеюсь что помогут и будут необходимы для работы. Буду.

Картотека стихов на тему «Осень» для детей младшего дошкольного возраста. Часть 2 В картотеке представлены стихи на тему "Осень". Они будут полезны для воспитателей, надеюсь что помогут и будут необходимы для работы. Буду.

Картотека стихов на тему «Осень» для детей младшего дошкольного возраста. Часть 3 В картотеке представлены стихи на тему "Осень". Они будут полезны для воспитателей, надеюсь что помогут и будут необходимы для работы. Буду.

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста на тему «Матрёшка»Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста на тему «Матрёшка» В рамках недели "Прогулка с матрешкой" мы с детьми 2 младшей группы "Ромашка" познакомились с русской деревянной игрушкой - это матрёшкой.

Конспект НОД по аппликации для детей младшего дошкольного возраста на тему «Светофор» .

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ВКР на тему: «Наблюдение как метод экологического образования детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 2 июня 2021 в 07:17
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ВКР на тему: «Наблюдение как метод экологического образования детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Лопаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД