Папки-передвижки

Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей.

Наталья Зиятдинова
Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей.
▼ Скачать + Заказать документы

Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей.

(Сообщение на родительском собрании)

От достаточно развитой речи детей в целом, от правильного произношения звуков родного языка зависят успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы, а развитие речи ребёнка напрямую зависит от активного участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита родительского общения с детьми.

Публикация «Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей,» размещена в разделах

Но в последнее время всё более угрожающей становится ситуация, когда большое количество детей к 3-4 годам ещё практически не говорят. Проблема с недоразвитием речи существует и бить тревогу необходимо не в подготовительной группе детского сада, не в 1 классе, когда у ребёнка начнутся проблемы с освоением школьной программы, а гораздо раньше. И не надо думать, что готовность к школьному обучению, куда входит и речевая готовность, начинается с подготовительной группы детского сада, она начинается гораздо раньше. С рождения ребёнка каждая мать и каждый отец становятся его воспитателями-учителями. Начиная с самых ранних лет жизни, ребёнок подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т. е. «подгоняет» своё умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. Почему так происходит?

В ранний период развития, в 2-3 года мозг- нервная система ребенка пластична, как никогда, готова к восприятию всего материала (у нейронов образуются тысячи связей). Именно в этот период важно формировать связи в коре головного мозга. В этом возрасте у ребёнка хорошая компенсаторная динамичность. Значит надо направить все усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста. И это основная забота родителей. По утверждению JI.C. Выготского, «. ранний возраст сензитивен во всем», это совершенно особый период становления всех систем, в том числе и речи. А третий и четвертый годы жизни ребенка — период бурного сенсорного развития. Если ребёнок стремится к освоению всего пространства, всюду лезет-это хорошо, идёт процесс познания, процесс анализа. Почему дети до 3 лет не убирают игрушки? Потому что у них отсутствует процесс синтеза, только анализ- разбросать, всё проверить, да ещё с голосовым сопровождением- гуление или лепет. В этом возрасте очень важно, чтобы мама комментировала все действия, всю деятельность вместе с ребёнком. До 3 лет мама должна говорить за ребёнка- ребёнок думает, что это его речь. А ещё почаще говорить ребёнку в ушко, тихим голосом или шёпотом, тогда ребёнок лучше и быстрее будет развиваться интеллектуально. И если голос взрослого для ребёнка до 1,5 месяцев- просто шум, то старше 1,5 месяцев ребёнок уже улавливает и различает речевые звуки. С 1,5 лет у ребёнка должна появится фраза «мама ди». В 2,5 года ребёнок должен потребовать чтение книг «мама тай». Ребёнку нужен максимальный объём речевой информации. Детей надо учить отвечать на вопросы. (Что делал? Как делал?) Главное правило- учить речи в деятельности! Ребёнку для развития речи необходима адекватная речевая среда. Также для активизации речи нужна мотивация (Для чего говорить? Ради чего). До 3 лет происходит накопление лексики, работает механизм образования лексики, фонематического слуха, запоминает всё, но не учится, нет этого вида деятельности, динамики обучаемости, слушается только маму, папу- ребёнок ориентирован только на родителей- когда учит папа, мама ребёнок запоминает хорошо. Чужие только компаньоны, не источник знаний. В идеале в 3 года ребёнок должен описать основные события прошедшего дня. С 3 лет формируется мышление, интеллект на основе накопленных знаний. Если нет фразовой речи до 3 (максимум 4 лет, начинается снижение интеллекта, т. е. фраза-это инструмент мышления. Речь- это повозка, в которой едет мышление.

Поэтому важно, чтобы с раннего возраста ребёнок слышал правильную, без сюсюканья, состоящую из развёрнутых фраз речь родителей. Родители не должны оставлять без ответа любые вопросы ребёнка. Нужно поощрять речь ребенка, но не любую, а только правильную.

Но формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от психо-физического развития ребёнка, от состояния особенностей развития его высшей нервной деятельности. Общеизвестно, что дети, имеющие нарушения в умственном развитии, как правило, отстают и в речевом развитии. Нарушения речи могут выражаться в неправильном произношении звуков, недоразвитии фонематического восприятия, бедности словарного запаса, нарушениях грамматического и синтаксического оформления речи. Дети физически ослабленные, часто болеющие различными инфекционными болезнями, так же отстают нередко в речевом развитии. Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребёнка и родителям необходимо обязательно развивать у детей наглядно-действенное мышление, развивать продуктивные виды деятельности (изобразительную и конструирование,которые помогают развитию мелкой моторики рук. Проводить ежедневные упражнения мимической, артикуляционной (надувание щёк, цоканье, трубочка,дыхательной гимнастикой с использованием коротких ритмичных рифмованных текстов, ярких картинок или игрушек в качестве зрительной опоры. Играя, развивать у детей внимание, память, воображение, мышление, усидчивость, следить за здоровьем ребёнка, укреплять его организм- всё это способствуют развитию речи. Специалисты детского сада, являясь координаторами и помощниками, делают всё возможное для речевого развития детей. Но только вместе с родителями - основными воспитателями, можно решить существующие у детей проблемы.

Желаю успехов в речевом развитии ваших детей!

Публикации по теме:

Консультация «Звуковая культура речи детей старшего дошкольного возраста» Звуковая культура речи детей старшего дошкольного возраста Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она.

Проект «Формирование фонематического восприятия у детей»Проект «Формирование фонематического восприятия у детей» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Название «Формирование фонематического восприятия у детей». Автор проекта: Мацупа Галина Григорьевна Продолжительность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей.
Опубликовано: 9 января 2015 в 20:53
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей.» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Зиятдинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД