Елена Пастушенко
Консультация «Звуковая культура речи детей старшего дошкольного возраста»
Звуковая культура речи детей старшего дошкольного возраста
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом : правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и прочее. От своевременного формирования правильного произношения зависит общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а после поступления в школу – усвоение школьной программы.
Публикация «Консультация „Звуковая культура речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
К моменту поступления в подготовительную группу у большинства детей, как правило, звуковая сторона речи развита достаточно хорошо. Они верно произносят все звуки родного языка, достаточно четко — слова, соблюдая при этом нормы литературного произношения; отвечают на вопросы, не торопясь; изменяют в зависимости от содержания высказывания голос, темп речи; правильно пользуются интонационными средствами выразительности. На данном возрастном этапе дети имеют хорошо развитый фонематический слух. При полноценном обучении в предшествующих возрастных группах шестилетние дети овладевают элементарными навыками звукового анализа слова : могут выделять определенные звуки, вычленять из фраз слова с заданными звуками, находящимися даже в определенной позиции, подбирать слова на названный звук и пр. При специальном обучении способны к концу учебного года произвести полный звуковой анализ слова. Воспитание звуковой культуры речи у старших дошкольников направлено прежде всего на устранение недостатков произношения звуков, на выработку отчетливого и внятного произнесения слов и фраз, точное использование интонационных средств выразительности. При совершенствовании звукопроизношения особое внимание уделяется закреплению сложных в артикуляционном отношении звуков : свистящих и шипящих, звуков [р], [р'], [л].
Работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно затем исправить. В развитии звуковой культуры речи ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю- в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Речь воспитателя должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп и т. д., и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности, связности.