Светлана Бакулина
Консультация «Вязаная игрушка как средство развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Мое хобби – вязание спицами и крючком. Работая с детьми с ОВЗ, а именно с детьми с тяжелыми нарушениями речи, я решила разнообразить развивающую среду и коррекционную работу с такими детками с помощью игр и пособий, связанных своими руками.
Публикация «Консультация „Вязаная игрушка как средство развития речи“» размещена в разделах
- Вязаные игрушки и пособия для детей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Мелкая моторика – это способность человеческих пальцев и кистей выполнять точные, мелкие движения, благодаря скоординированным действиям нервной, мышечной и костной систем. Иногда её называют ловкостью, которая состоит из множества разнообразных движений, от самых простых жестов до сложных манипуляций. Учёными уже давно доказано, что примерно треть площади коры головного мозга, которая отвечает за двигательную проекцию, занимает проекция именно кистей рук. Она расположена очень близко к речевой зоне, что позволяет утверждать об их связи. Чем больше развита моторика, тем более развит артикуляционный аппарат, который можно считать органом речи. Именно поэтому тонкие движения пальцев существенно влияют на развитие и формирование речи у малышей. Чтобы ребёнок скорее научился говорить правильно, необходимо развивать движение пальцев. Играя вязаными игрушками, трогая и ощупывая пальчиками неоднородные, пупырчатые поверхности вязаных игрушек, ребенок активно развивает мелкую моторику. Лучше всего, когда для изготовления игрушек использованы различные по текстуре нитки, пушистые, букле, травка и т. д., вязка крупная и мелкая. Ребенок намного быстрее усваивает и запоминает ту информацию, которую получил трогая и познавая пальчиками.
Вязаные игрушки — это классика, которая никогда не выйдет из моды.
Вязаные игрушки для ребенка – это особый способ познать мир, возможность развить свои умственные способности, так как они постоянно будут участвовать в его играх и затеях. В отличие от пластмассовой вязаная игрушка способна снять психологический барьер между большим и непознанным миром вещей и маленьким человеком, воспитать в нем доброе и доверительное отношение к окружающей действительности. Сжимая в руках вязаный шарик или мягкого и теплого зверька, он массирует пальчики и тренирует кисти рук, что очень важно для формирования правильной речи и мышления.
Главное достоинство вязаных игрушек – это неповторимость, функциональность — возможность совершать различные действия: собирать-разбирать, бросать, соединять детали, дергать шнуровки, крутить, складывать и т. п. Ребенок повторяет эти простейшие действия бесчисленное количество раз. Поэтому чем больше разнообразных действий можно совершать с игрушкой, тем дольше ребенок будет с ней играть. Игрушки ручной работы обычно имеют прямое сходство с реальными куклами, животными, фруктами, овощами и т. п. Это позволяет ребенку создавать неискаженное представление об окружающих его людях, животных и предметах.
Поверхность вязаной игрушки имеет ребристую структуру, которая во время прикосновений осуществляет легкий массаж пальчиков. Таким образом, развивается тактильная чувствительность.
Сочетания хлопковой, шерстяной и вискозной нитей дают разнообразные тактильные ощущения, и ребенок получает важную тактильную информацию об окружающих его предметах. Хлопок мягкий на ощупь, излучает тепло; шерсть шероховатая; вискоза гладкая и прохладная.
Очень важно сочетание мягкого материала с твёрдым, например, с бусинами, лучше всего, когда использованы бусины различные по форме и размеру. Вязаные игрушки, на мой взгляд, самые безопасные. Во-первых, их можно всегда и с легкостью постирать, и они не утратят вид и форму, не скатаются. Во-вторых, при использовании хлопчатобумажных ниток в рот ребенка не попадают ворсинки, как это происходит с фетром или шерстью.
При помощи таких игрушек :
- развивается точность и выразительность координации движений;
- ребенок знакомится с такими понятиями как форма, цвет, размер;
- развивается пространственное восприятие ( понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.);
- развивается воображение, память, мышление и внимание;
- формируется словарный запас и активизируется речевые функции;
- формируется фонематическое восприятие;
- формируются творческие способности и артистические умения;
- повышается усидчивость и концентрация внимания.
Авторская игра
Буква в гости к вам пришла,
Свою сумку принесла.
В сумке той картинок много.
Ты внимательно их рассмотри,
Где стоит звук … в этом слове
Ты скорей определи.
Затем, хлопая в ладоши,
Подели на слоги слово то,
Что видишь на картинке.
Предложение придумай,
Четко, полно отвечай.
Слог иль слово выложи из букв,
Нам прочти, не ленись.
Правила послогового чтения ты соблюдай.
И еще картинку в сумочке у буквы
Поскорее выбирай.
Формирование навыка чтения необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этим умением. Это отчасти происходит из – за того, что дети плохо запоминают зрительный образ буквы, путают похожие по написанию буквы, пишут их зеркально. Это приводит к низкой эффективности чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Для того, чтобы ребёнок прочно усвоил буквы, можно провести с детьми игру «Узнай букву с закрытыми глазами».
Цель: профилактика дисграфии, развитие сенсорной интеграции, формирование предпосылок для обучения чтению.
Игра «Выложи слог из букв»
для формирования навыка чтения
Цель: профилактика дисграфии, развитие сенсорной интеграции, формирование предпосылок для обучения чтению.
Задачи:
- закрепление образа буквы и расположения ее элементов в пространстве;
- развитие тактильных ощущений;
- развитие фонематического слуха;
- развитие мелкой моторики;
- развитие усидчивости, сосредоточенности, логического мышления, творческого воображения.
Материал: объемные буквы, карточки со слогами.
Ход игры: Дети могут играть в игру как с педагогом, так и самостоятельно. Один из детей достает буквы. Выкладывает слог, который произносит педагог или который написан на карточке. В дальнейшем можно усложнять задание, ребенок самостоятельно может выкладывать слоги или короткие слова.