Ремзия Ниметулаева
Виртуальная экскурсия в подготовительной группе «П. И. Чайковский Времена года. Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
П. И. Чайковский Времена года. Зима
Цель: Формировать слуховое внимание, музыкальную отзывчивость, двигательную активность, творческое воображение. Закрепить знания о зиме как о времени года
Задачи:
Образовательная: Уточнить и закрепить общие представления о зиме как о времени года; обогащать детей музыкальными впечатлениями через слушание и пение.
Развивающая: Развивать творческие способности детей, самостоятельность, активность, внимание, чуткость, решительность, уверенность; пополнить словарный запас детей новыми словами;
Публикация «Виртуальная экскурсия в подготовительной группе „П, И, Чайковский Времена года, Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Чайковский П.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Воспитательная: Воспитывать у детей положительное отношение к поэзии, интерес к классической музыке; формировать бережное отношение к природе; воспитывать нравственно-эстетические качества, доброжелательность.
Оздоровительная: Применяются такие технологии как: танцевальные импровизации; психоэмоциональная разгрузка детей; обеспечение эмоционального благополучия детей.
Оборудование: Мультимедийная установка.
Ход занятия:
1 слайд
Музыкальный руководитель: Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с творчеством композитора П. И. Чайковского «Времена года».
2 слайд
То, о чём я хочу рассказать, произошло очень давно. В Петербурге издавался журнал, который назывался «Нувеллист» - от слова «новелла», что значит небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, в первом новогоднем номере читателей всегда ожидал какой-нибудь приятный сюрприз.
Вы догадались о каком времени года мы будем сегодня говорить? (ответы детей)
Правильно, о прекрасном и загадочном времени года. А знаете ли вы какие-нибудь произведения о зиме? (ответы детей)
А композиторов их написавшие? (ответы детей)
Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Петра Ильича Чайковского.
3 слайд
Пётр Ильич Чайковский - известнейший русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально - общественный деятель. Создатель прекрасных музыкальных произведений. Одним из его знаменитых симфонических произведений, посвященных зиме, является цикл "Времена года".
4 слайд
Мы начнём с вами, ребята, с последней пьесы в альбоме «Времена года». Ведь декабрь — это последняя пьеса из «Времён года». "Декабрь. Святки"
Пьеса называется так и называется «Святки». (слушаем пьесу)
5 слайд
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали…
(В. А. Жуковский)
Святки — это старинный праздник перед Новым годом. Самые короткие дни – и самые длинные ночи. Самые весёлые и шумные праздники – и самые волшебные гадания. Стоит только произнести: «ночь перед Рождеством», «крещенский вечер» - и даже у нас, забывших все или почти все традиции, как будто что-то отзывается в душе, как будто открываются двери в неведомое.
В старину верили, что в такие ночи на землю спускаются боги, которых можно спросить о самом важном. Из этих загадочных существ мы сегодня помним лишь Санта-Клауса, Деда Мороза – старика с белой бородой, приносящего подарки.
В семьях царило праздничное веселье. Ряженые, одетые не по обычаю, а ради шутки, ходили на святках из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками.
«Святки» - имеет в рукописи композитора подзаголовок “Вальс”. И это не случайно, вальс был в те времена популярным танцем, символом семейных праздников. Основная мелодия пьесы выдержана в стиле бытовой музыки, фрагменты которой чередуются с эпизодами вальса. А завершается пьеса, и, вместе с ней весь цикл вальсом, домашним праздником вокруг красивой Рождественской елки.
Красивый вальс, который можно слушать, а можно под него и танцевать. Только он довольно медленный, вернее задумчивый, зимний. И немножко грустный. Но это и понятно — ведь расставаться всегда грустно, а вальс этот последний в альбоме «Времена года».
6 слайд
Второй зимний месяц, это начало Нового года. Как ребята он называется? (ответы детей) Правильно - Январь.
Пьеса так и называется «Январь. У камелька» (слушаем пьесу)
7 слайд
И мирный неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела.
(А. С. Пушкин)
Пётр Ильич Чайковский дал Январю ещё одно название — «У камелька».
«Камелёк» — какое уютное слово, правда? Ласковое-ласковое. Так и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате.
Ребята, если вы живёте в большом городе, в доме с паровым отоплением, то вы можете и не знать, как топится обыкновенная печка. Но в то время, когда жил Пётр Ильич Чайковский, парового отопления вообще не было. Были печки, камины. Сидеть у камелька — это и есть сидеть у такой вот печки или камина.
Тепло, уютно, тихо. В комнате полутемно, вечереет.
В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали.
Музыка «Января» вначале спокойная, неторопливая. Похоже, что ласковый, негромкий голос рассказывает о чём-то. А может быть, просто мечтает человек, сидя у затухающего камина. Мягко, нежно звучит музыка. Звуки плавно переходят один в другой.
Что же нарушило тёплый уютный покой? Может быть, просто в сказке, которую бабушка рассказывает в сумерках своим внукам, говорится о чём-то тревожном и таинственном? Этого мы не знаем. Ведь каждый, кто слушает музыку, представляет себе что-то своё, мысленно рисует себе какую-то свою картинку. Я прошу послушать внимательно эту музыку, а потом самому придумать маленький рассказик о зимнем вечере. Интересно, какие мысли навевает тебе пьеса «У камелька». (Ответы детей)
8 слайд
Музыкальный руководитель: Ребята, а какой у нас следующий зимний месяц? Какая погода характерна для февраля месяца? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель: Не всегда зимой солнечная погода, часто небо затянуто тучами и идёт снег. Вьюги, метели, ветер ожидает всех в феврале, и, прекрасный праздник Масленица.
Февраль. Масленица
Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир.
(П. А. Вяземский)
Ты знаешь, что такое масленица? Такой праздник когда-то действительно существовал. Весёлый сказочный народ берендеи вывозят в лес на санях огромное чучело — масленицу. Песни, пляски, смех. Берендеи провожают зиму.
9 слайд
Активное слушание «Февраль. Масленица». Танцевально-игровое творчество с использованием газовых платочков.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, какое настроение было у композитора, когда он сочинял эту музыку? (Ответы детей.)
Берендеи были очень весёлые— яркие, шумные. Во время масленицы пекли румяные масленые блины — круглые, горячие, как солнце, которое очень ждут люди после холодной зимы. Ступай, масленица, за солнцем, за летом. Зови его к людям! Об этом и рассказывает музыка «Февраля». Вслушиваешься в неё — словно не рояль звучит, а балалайки, гусли, рожки. Так и, кажется, что играет русский народный оркестр. Да и сама музыка такая по-настоящему русская — весёлая народная пляска. Впрочем, нет, это не просто пляска, а целая картинка шумного, многолюдного праздника.
Нужно сказать, что все русские композиторы очень хорошо знали и любили народную музыку. Они записывали и изучали песни, которые сочиняли в деревнях и сёлах сами крестьяне. Кто именно сочинил песню, почти никогда никто не знал. Песни передавались от отца к сыну, от бабушки к внучке. Но знали и пели их во все времена; и сейчас ещё можно услышать многие из этих песен. Народ бережёт их и помнит. Русские композиторы часто включали в свои сочинения народные песни и танцы. А иногда сочиняли музыку, похожую на народную.
Давайте, ребята, исполним песню русскую народную песню в обработке
А. Абрамовского «Блины» (исполнение 1 куплета)
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
10 слайд.
Музыкальный руководитель: Наша зимняя экскурсия подошла к концу. Подумайте и ответьте сами, какие средства выразительности использовал композитор в этих произведениях? (Ответы детей.)
Что вам понравилось сегодня? Что вы узнали нового? (Ответы детей.)
Музыкальный руководитель: А мне очень понравилось, как вы слушаете музыку. Как у вас получилось чётко изобразить в движении смену характера музыки, её настроение. И как вы замечательно пели песню, и различали в словах буквы! Вы все очень старались, молодцы!