Яна Власова
Виртуальная экскурсия как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимость и значимость патриотического воспитания подрастающего поколения остается одним из главных и приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации. В Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» подчеркнуто, что одна из основных целей развития образования – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно – нравственных ценностей Российской Федерации исторических и национально культурных традициях [1].
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Согласно Федеральному закону от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», воспитание это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде [2].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отмечая острую необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника, требует поиска и внедрения новых подходов к образованию детей дошкольного возраста [3].
На наш взгляд, одной из таких инноваций является информатизация дошкольного образования - создание единого информационного образовательного пространства с активным использованием интернет — ресурсов, информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ. Виртуальная экскурсия является одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Мы придерживаемся определения Е. Б. Алтабаевой, которая говорит, что экскурсия - первый шаг в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа. Через понимание «малой Родины» ребёнок осознает сопричастность к стране, к её прошлому, настоящему и будущему[4]. Экскурсии по виртуальным музеям дают возможность получить визуальные сведения о местах, недоступных для реального, непосредственного посещения, не покидая детского сада, что особенно актуально на данный момент в сложившихся условиях в период пандемии, так же данный вид экскурсий доступен большой категории воспитанников, в том числе с ОВЗ.
Выделяют две разновидности виртуальных музеев : представительства (сайты) реально существующих музеев и виртуальные музеи. Наши воспитанники совершаются экскурсии в реально существующие музеи (сайты).
Такая форма обучения как виртуальная экскурсия требует длительной предварительной подготовки. Поэтому был разработан педагогический проект «Виртуальный музей, как эффективный компонент нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста», цель которого: приобщение детей к ценностям российской культуры, историческому прошлому России через свободный доступ к электронно-цифровым материалам, а также формирование единого культурно-информационного пространства между участниками проекта.
На первом этапе реализации проекта мы изучили специально созданную сеть электронных музеев по разнообразным тематикам для детей дошкольного возраста; разработали план экскурсий; создали методическое обеспечения проекта (конспекты предварительных бесед; подобрали познавательную, справочную, методическую и художественную литературу, дидактические игры).
Второй этап предусматривает реализацию проекта – виртуальные экскурсии по двум тематическим блокам:
1. Историческое прошлое России.
2. Культурное наследие России.
Экскурсии организуются ежемесячно в соответствии с составленным планом и комплексно - тематическим планированием. План содержит тему экскурсии, продолжительность, цель, ссылку на сайт виртуального музея.
Тематика экскурсий по первому блоку – «Историческое прошлое России», предусматривает знакомство с военными событиями разных временных эпох. Посетив Музей – панораму «Бородинская битва». (Москва) дети познакомились с памятниками и памятными местами, связанными с событиями 1812 года, с военной амуницией, вооружением, терминологией того времени. С целью ознакомления детей с героическим прошлым моряков тихоокеанцев проведена экскурсия в Военно – исторический музей Тихоокеанского флота. О героическом подвиге уральцев во время Великой Отечественной войны наши воспитанники узнали, посетив Музей военной техники «Боевая слава Урала» (г. В. Пышма). Побывав в Виртуальном музее Победы (г. Москва) дети узнали о самых известных собаках – героях Великой Отечественной войны. В этом же музее совершили обзорную экскурсию «Оружие победы», познакомились с коллекцией боевой техники, включающей более 400 экспонатов. С целью формирования знаний об исторических событиях Великой отечественной войны, о героическом подвиге нашего народа, в преддверии празднования Дня победы были организованы экскурсии в Центральный музей Великой Отечественной войны.
Виртуальные экскурсии второго блока «Культурное наследие России» знакомят детей с творчеством русских художников, писателей, памятниками истории и культуры. С целью закрепления знаний детей о творчестве великого русского художника В. М. Васнецова, прошла экскурсия в Третьяковскую галерею в зал Васнецова. Посетив Государственный Эрмитаж, познакомились с главным музеем страны. Рассмотрели достопримечательности Московского Кремля во время экскурсии «Поход в Кремль», с помощью виртуальной экскурсии побывали на Красной площади. С целью приобщения детей к богатству русской художественной литературы совершили экскурсию в Смоленский Музей «В мире сказки» по экспозиции музея «Сказки А. С. Пушкина». В Музее «Детская картинная галерея» познакомились с творчеством детей из разных стран, рассмотрели живописные полотна, поделки, глиняные изделия. В Музее «Детский мир» дети узнали о единственной в мире коллекции советских игрушек.
Проведение каждой экскурсии начинается со вступительной беседы с детьми, в ходе которой педагог определяет цели и задачи экскурсии. Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсии играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии. Заканчивается виртуальная экскурсия традиционно - рефлексией, в ходе которой вместе с детьми обобщается, систематизируется увиденное и услышанное, делятся впечатлениями.
На заключительном этапе проекта проводилась диагностика, анализ которой показал высокий уровень развития у детей патриотических чувств, нравственных становлений, а также знаний, умений и навыков усвоенных в период реализации проекта. Дети знают традиции русского народа, достопримечательности нашей страны, интересуются историей Родины.
Таким образом, с нашей точки зрения, наилучший результат дает именно сочетание традиционных и инновационных методов воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Виртуальные экскурсии как инновационное образовательное средство обладают преимуществами в практической реализации классических методов патриотического воспитания. Данный вид экскурсии способствует лучшему усвоению достаточно сложного для детей дошкольного возраста материала, что позволят сделать процесс патриотического воспитания наиболее эффективным и качественным.
Литература:
1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
4. Алтабаева, Е. Б. Севастополеведение: содержание, формы и методы работы [Текст] / Е. Б. Алтабаева, Е. М. Поливянная. – Севастополь: Рибэст, 2011.
5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа: учеб. -метод. пособие. - СПб: Детство-Пресс, 2002.
6. Маханева М. Д. Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников. -М. :Сфера,2010.
7. Петрова И. В., Стульник Т. Д. Нравственно- патриотическое воспитание в детском саду. -М. :Мозаика-синтез,2008.