Надежда Гусева
Викторина «Знатоки сказок»
Сценарий развлечения «Знатоки сказок»
Цель:
Развитие интереса детей к художественной литературе, русским народным сказкам.
Задачи
Образовательные:
Закреплять знания детей о русских народных сказках, об их характерных особенностях, героях.
Развивающие:
Формировать готовность детей к совместной деятельности, развивать слуховое восприятие, коммуникативные навыки.
Публикация «Викторина „Знатоки сказок“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Темочки
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при драматизации сказок.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к чтению, желание слушать русские народные сказки, культуру речевого общения.
Предварительная работа: чтение и прослушивание русских народных сказок, изготовление атрибутов к викторине, костюмов. Заучивание отрывка из поэмы А. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…», подготовка пантомим сказок «Колобок», «Теремок». Разучивание «Песенки о сказке» (слова Ю. Мориц, музыка Е. Анненкова).
Материал: ноутбук, экран, мультимедиапроектор, два мольберта, золотые рыбки на магнитах. Сеть с предметами (стрела, гусли, яйцо, сундук, скалка, вёдра, короб, перо жар-птицы, ложка деревянная расписная, корзинка с травой). Сундук с костюмами и большой платок. Медали победителей
и участников.
Участники: воспитанники подготовительных групп, Сказочница, Морской царь, Квакуня, Баба Яга (взрослые).
Ход проведения:
Под музыку дети входят в зал, выстраиваются.
Ведущий: - Здравствуйте, уважаемые гости и участники нашей викторины «Знатоки сказок»! Сегодня нас ждёт встреча с русским народными сказками. Скажите, за что вы любите сказки? (ответы детей)
- И я, ведущая Сказочница, представляю участников нашего турнира:
- Команда «Добры молодцы» (мальчики делают шаг вперёд, выполняют поклон,
- Команда «Красны девицы» (девочки делают шаг вперёд, выполняют поклон).
- Группа поддержки «Верная дружина» (все остальные делают шаг вперёд, выполняют поклон).
Под музыку все рассаживаются.
Ведущий: - Как бы нам сразу в сказку с головой «окунуться». Давайте представим, что мы в камушки превратились и на дно морское опустились. (Дети опускают голову на колени, звучит музыка «моря»).
Появляется Морской царь, прохаживается около ширмы.
Ведущий (шёпотом) : - Посмотрите, здесь на дне кто-то бродит в тишине…
Морской царь: - Ох, какая скукота,
Вся вот эта красота.
Всё бурлит тут то и дело!
Как мне это надоело!
Волны то вздымаются,
То вдруг опускаются! (усаживается на трон)
Ведущий (шёпотом) : Как вы думаете, кто это?
Морской царь: - Квакуня, где ты бездельник?
Квакуня, отзовись,
Квакуня, появись.
Появляется Квакуня.
Квакуня: - Кваки, кваки, кваки тут.
Кваше морское величество!
Морской царь: - Ах ты, мой зелёненький!
Квакуня: - Ква-ква…
Морской царь: - Ах ты, мой пучеглазенький!
Квакуня: - Ква-ква…
Морской царь:- Любишь меня?
Квакуня: - Квак родную маму, квак родного папу!
Морской царь (грозно) : - Так что же ты заставляешь меня скучать?
Квакуня: - Квак бы не так!
Ведущий: - Тут пора и нам вмешаться.
Ваше морское величество!
Можем вас развеселить.
На игру к нам пригласить.
Морской царь: - Это что же за игра?
Это что за детвора?
Ведущий: - Дошколята, дошколята,
Очень дружные ребята.
Русских сказок знатоки,
Все находчивы, ловки!
Морской царь: - Ну-ка, сейчас их испытаю.
Так ли это - я узнаю!
На картину посмотрите,
Про неё мне расскажите!
На экране иллюстрация к отрывку из поэмы А. Пушкина
«Руслан и Людмила».
Ведущий вызывает детей из команд.
1 ребё нок: У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
2 ребё нок: Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
Ведущий: - Замечательно прочитаны стихи. А ребята из верной дружины ответьте, кто автор этих стихов, посвящённых русской народной сказке.
Ведущий: - Ну, как, Морской царь, ты доволен?
Морской царь: - Вижу все вы знатоки.
Ведущий: - Чтоб окончательно в этом убедиться,
прошу занять места в жюри.
Вам предстоит за игрой наблюдать.
За правильные ответы команды награждать.
Рыбки золотые – это награда.
Детвора им будет рада!
Ведущий: - Начинаем нашу викторину.
Задание 1. «Кому принадлежат слова»
Вопросы для команд:
1. «Спи, глазок, спи другой»
2. «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой»
1. – Сколько человек тянули репку? (3)
2. – Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»? (6)
1. – Чью дочку Морозко одарил сосулькой: старикову или старухину. Назовите её имя?
2. – Эта проказница притворилась мёртвой и оставила старика без обеда, а друга - без хвоста.
Вопросы для верной дружины: «Чья реклама?»
- Несу золотые яйца. Дорого. («Курочка Ряба»)
- Туристическая фирма организует путешествие по молочной речке с кисельными берегами. («Гуси-лебеди»)
Задание 2. «Бюро находок».
Морской царь и Квакуня приносят в сетях предметы (стрела, гусли, яйцо, сундук, скалка, вёдра, короб, перо жар-птицы, ложка деревянная расписная, корзинка с травой).
Ведущий: - Все предметы разбирайте
И скорей определяйте.
Команды по очереди называют героя, который потерял данный предмет, и сказку.
Задание 3. «Узнай сказку»
Командам выдаётся по три карточки, на которых нарисован сериационный ряд по цвету и размеру. Дети называют зашифрованную сказку.
Домашнее задание 4. «Расскажи сказку без слов»
Команды по очереди показывают пантомиму сказки («Колобок», «Теремок»).
Задание 5. Игра-эстафета на скорость «Посадил дед репку».
Морской царь: - Право, славно потрудились,
Мы с Квакуней удивились.
Квакуня (одобрительно) : - Ква- ква-ква!
Ведущая: - Есть у нас ещё игра! Игра «Нарядись и покажись». Наряжаться будут дети из верной дружины, а отгадывать героев сказок – команды.
Вносится сундук с нарядами и большой платок.
Ведущий и Квакуня держат платок, все дети считают до 10. Из-за платка сначала выходят сестрица Алёнушка и братец Иванушка, Медведь, Снегурочка, Емеля.
Жюри оценивает каждый конкурс.
Из-за платка появляется Баба Яга и напевает: - Говорят, страшна я больно,
А я, вроде, ничего.
И собою я довольна,
Не боюсь я никого.
Ой, ля-ля, ой, ля-ля. Эх-ма.
Ведущий: - Хороша ты, хороша!
А добра ль твоя душа?
В сказках ты какой бываешь?
У ребят сейчас узнаешь!
- Ребята, какой бывает Баба Яга в сказках? (доброй, коварной, злой, хитрой, весёлой, сердитой, угрюмой и т. д.)
Баба Яга: - А откуда вы это узнали?
Ведущая: - Сказок много прочитали.
Баба Яга: - Да и я немало знаю,
Вам сейчас их загадаю.
Моя игра называется «Салат из сказок»
Задание 6. «Салат из сказок»
Баба Яга:- Салатом всех я угощу,
А ошибок не прощу.
Ведущая:- Ребята, вам надо будет узнать, какие сказки перепутала Баба Яга.
Баба Яга:
- Сидит волк у проруби и поё т: «По-щучьему велению…». Сам хвост не вытащит, зовёт бабку… («Лиса и волк», «По-щучьему велению», «Репка»)
- Придёт коза к домику и запоё т: «Кто, кто в теремочке живёт?». Козлята откроют дверь, расскажут, как ведьма приходила, звала на речку купаться. («Волк и семеро козлят», «Теремок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
- Это задание для верной дружины. Лежал колобок на окошке, мышка бежала, хвостиком махнула, колобок упал и разбился. Прибежали семеро козлят, всё до крошки съели. Дед плачет, баба плачет. («Колобок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят»).
Баба Яга: - Ишь какие знатоки!
А теперь хочу играть,
И детишек догонять.
Только, чур, кого поймаю,
В своей печурочке изжарю!
Подвижная игра с Бабой Ягой «Баба Яга – костяная нога…»
После игры Баба Яга прощается и уходит.
Ведущая: - Хватит нам уже шалить,
Пора итоги подводить.
Слово нашему жюри.
Морской царь: - У нас с Квакуней вышел спор,
Он на подсчёты слишком скор.
Чтобы правильно победу дать,
надо рыбок сосчитать.
Считают все вместе хором.
Морской царь и Квакуня награждают победителей и всех участников.
Все участники исполняют «Песенку о сказке»
(слова Ю. Мориц, музыка Е. Анненкова).
Литература:
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: подготовительная группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика – Синтез, 2006
Васильева Н. А. Конспект театрализованного занятия «В гостях у русской сказки»// Дошкольная педагогика. – 2006. - ноябрь-декабрь. - С. 17
Зимина И. Литературный калейдоскоп //Дошкольное воспитание. - 2005. –
№ 5.
Смышляева В. Г., Терновская Г. И. Клуб любителей чтения «Читайка» // Воспитатель. – 2011. - № 10.