Смирнова Ксения
Викторина «Знатоки природы» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Викторина «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: обобщить знания детей об окружающем мире в форме проведения экологической викторины.
Задачи:
- обобщать знания детей о растительном и животном мире;
- закреплять правила поведения в природе;
- развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление;
Публикация «Викторина „Знатоки природы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Старшая группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Оборудование: обручи, фишки, экологические ребусы, природные и дорожные знаки, колонка, аудиозапись песни – игры «У оленя дом большой».
Ход викторины:
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые участники викторины «Знатоки природы»!
Готовы вы сегодня поиграть?
Все вместе о природе рассуждать?
Молодцы, ребята в добрый час!
Пусть удача повстречает вас!
Представляем участников. (Ведущий представляет команды). Каждая команда произносит своё название и девиз.
Правила проведения викторины: Каждой команде будут даваться задания.
• Необходимо внимательно выслушать вопрос или задание до конца. По сигналу начать обсуждение. Далее дать ответ.
• Если команда не знает ответа на вопрос, то ответ может дать другая команда. Для этого необходимо поднять руку.
• Не перебивать отвечающую команду.
За нарушение правил будут сниматься 2 фишки
Оценивать викторину и следить за порядком будет наше уважаемое жюри.
(Ведущий представляет членов жюри).
Ведущий: Сначала проведем разминку. Я задаю вопросы, на которые нужно быстро ответить.
(Вопросы можно разделить на группы и задавать по 2-3 вопроса каждой команде или задавать все и начислять баллы тем, кто быстрее и правильно ответит).
1. Длинноухий трусишка. (заяц)
2. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (фотоохота)
3. Какое животное строит плотины на реках? (бобр)
4. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
5. Что ест зимой жаба? (ничего не ест, она спит)
6. Лесной петух. (глухарь)
7. Кто является санитаром леса? (дятел)
8. Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
9. Чем питается бабочка? (нектар)
За правильный ответ – 1 фишка.
Задание №1. «Назови одним словом»
1. Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …. насекомые.
2. Ромашка, роза, тюльпан, мак – это …цветы.
3. Волк, лиса, медведь, заяц – это …звери.
4. Берёза, сосна, дуб, липа – это …деревья.
5. Воробей, синица, дятел, ворона – это …птицы.
6. Щука, карась, сом, налим – это …. рыбы.
7. Клубника, малина, смородина, крыжовник – это ….ягода.
8. Опята, маслята, рыжики, грузди – это …грибы.
9. Патиссон, баклажан, тыква, кабачок – это … овощи.
10. Грейпфрут, манго, нектарин, яблоко – это … фрукты.
За правильный ответ – 1 фишка.
Задание № 2. «Пройди болото».
Проводят (или прокладывают) две линии одна от другой на расстоянии 7–10 шагов. Между ними 10–12 кругов (можно использовать обручи) на расстоянии 25–30 см друг от друга – это кочки, а кругом болото.
Задача играющих: перебраться по кочкам с одного берега на другой. Дети по очереди перепрыгивают на двух ногах с кочки на кочку. Прыгнувший мимо кочки в болото – «замочил» ноги и выходит из игры (сушится на берегу). Выигрывают те, кто благополучно переберется с берега на берег.
За правильное выполнение задания – 1 фишка.
Задание № 3. «Угадайте по описанию».
1. “У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”.
Подсказка: Его считают большим трусишкой. Ответ: заяц.
2. «Это очень красивое животное. У неё мягкая и пушистая шёрстка. Лапы черные, а грудь белая; хвост очень пушистый и красивый. Мордочка длинная и узкая. Нюх развит очень хорошо, она чувствует все запахи, и слух тоже очень хороший, она слышит то, что происходит в другой части леса. Живут в норах, которые роют себе сами или занимают жилище других зверей.
Подсказка: Питаются мышами, кроликами, зайцами. Не боясь, может забраться в курятник и украсть курочку или цыпленка. Ответ: лиса
3. «Хотя они и маленькие, но очень трудолюбивые и сильные. Могут перетаскивать предмет, вес которого в несколько раз превышает его собственный, и способны это делать, даже если расстояние, которое нужно преодолеть - очень велико. Они могут узнавать друг друга и предупреждать об опасности».
Подсказка: Эти насекомые живут большими семьями в своих домах. В лесу можно встретить довольно большие и высокие такие дома, похожие на гору мусора. Ответ: муравьи
4. «У неё есть ядовитое жало для самозащиты или добывания пищи личинкам. На конце жала – зазубрины. Если она ужалит – жало остается в коже, а насекомое погибает. Окраска черно-желтыми полосками предупреждает о том, что она – ядовита, жалит только тогда, когда ей досаждают».
Подсказка: Они живут в ульях и дают мёд. Ответ: пчелы.
5. «У этого зверя зубы острые и крепкие. Лапы довольно длинные, когти не очень острые, так как стачиваются во время бега. Шерсть светло-серая, он сильно похож на большую собаку. Может нападать на домашний скот».
Подсказка: Собаки, как известно, друзья человека, а этого зверя человек всегда считал своим врагом. Встречается в русских народных сказках. В одной их них коза не велела козлятам открывать ему дверь. Ответ: волк.
За правильный ответ – 1 фишка.
Давайте немного отдохнём и сделаем разминку, выходите на физкультминутку
(песня-игра «У оленя дом большой»).
Задание № 4. «Вопрос-ответ»
Ведущий поочередно задает загадки детям из каждой команды.
1. Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
2. Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (домашние)
3. Сколько лап у жука? (6 лап)
4. Сколько лап у паука? (8 лап)
5. Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
6. На каком дереве растут желуди? (на дубе)
7. Чем в основном питаются перелетные птицы? (насекомыми)
8. У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы)
9. Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)
10. Какая птица лечит деревья? (дятел)
11. Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
12. У какого дерева белый ствол? (у березы)
13. Как назвать детеныша коровы? (теленок)
14. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
15. Кто носит свой дом на спине? (улитка)
16. У какого зверя есть иголки? (у ежа)
17. У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
18. Кто в лесу плетет паутину? (паук)
19. Что можно назвать зеленым покровом Земли? (траву)
20. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
За правильный ответ – 1 фишка.
Задание №5. «Экологический ребус»
Ведущий
Каждой команде предстоит разгадать по 2 ребуса. На обсуждение - 1 минута. Далее капитан команды выходит и даёт ответ.
Неправильный ответ – 0 фишек.
Правильный ответ – 1 фишка.
Задание № 6 «Знаки природы»
Ведущий:
Командам вручается по конверту, где лежат карточки с дорожными и экологическими знаками. Задача команд – правильно их разложить и объяснить значение экологических знаков.
Неправильный ответ – 0 фишек.
Правильный ответ – 1 фишка.
Пока жюри подводит итоги, проводится физкультминутка.
Если по итогам викторины будут команды с одинаковым количеством набранных баллов, то можно задать дополнительные вопросы для определения победителя.
— У дуба желуди, а у сосны (шишки)
— Береза кудрявая, а сосна (колючая)
— У рябины листочки, а у сосны (иголки)
— Осенью береза стоит золотая, а сосна (зеленая)
— Осина зимой стоит без листьев, а сосна (в иголках)
— На яблоне растут яблоки, а на дубе… (желуди)
Жюри озвучивает итоги викторины. Проводится награждение команд.
Ведущий: Дорогие ребята! Мне очень приятно было, что вы приняли участие в нашей викторине «Знатоки природы». Надеюсь, что вы еще больше будете любить и оберегать природу.