Лариса Федотова
Викторина по рассказам Е. И. Чарушина (для двух подготовительных групп)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить пройденный материал.
Задачи:
• Обобщить, систематизировать, проверить знания детей о произведениях Е. Чарушина.
• Развивать память, мышление, воображение, творческие способности детей.
• Воспитывать любовь к книге, к чтению: к животным, чувство ответственности за своего питомца.
• Воспитывать культуру речевого общения.
• Формировать умение отстаивать свою точку зрения
Предварительная работа
1. Чтение рассказов Е. И. Чарушина
2. Рассматривание рисунков
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Подготовительная группа
- Чарушин Е.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2014
3. Знакомство с жизнью и творчеством Е. И. Чарушина
4. Экскурсия в библиотеку
5. Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций, беседы о прочитанном.
Оборудование:
Кубик; 14 следов с символами, обозначающими задания; книги: «Большие и маленькие», «Моя первая зоология», «Томка»; 2 ленты: 1 длинная, 1 короткая; 2 коробки; мягкие игрушки – щенок и котенок; речевой материал; ребусы; 2 мольберта, мелки; подготовить 2 музыкальных номера. Иллюстрации Е. И. Чарушина. Выставка произведений Е. И. Чарушина. Книги одинаковые для поощрительного приза.
Занятие проводится в 2 подготовительных группах. Перед викториной показывается презентация.
Технологии:
Здоровьесберегающие
Технология проектной деятельности
Личностно – ориентированная
ИКТ
Игровые технологии (сюжетно-дидактическая, интеллектуальная)
Ход:
(Показ презентации с комментарием). Сегодня мы поговорим с вами о творчестве известного писателя-натуралиста, художнике Е. И. Чарушине. Родился Чарушин 11 ноября 1901 года в городе Вятке в семье архитектора. Все начиналось с детства. Маленький Женя ходил с мамой в лес. Там они собирали семена цветов, выкапывали разные растения, потом все это превращалось в чудо-сад. Вместе с мамой они выкармливали уток, тетеревят, лечили зверей, держали коз, индюшат, кроликов и голубей. Это были друзья мальчика.
А когда он немного подрос, стал внимательно наблюдать за природой и работать (рисовать). Он будто вырос с карандашом и кистью в руках. Чаще всего изображал животных и битвы индейцев. Женю очень часто брал в свои поездки отец, они наблюдали восходы солнца и утренние туманы, как просыпаются птицы и резвятся животные.
Увлечение Чарушина природой доходило до смешного. Однажды он решил, есть все, что едят его друзья птицы, и заболел (брюшным тифом). А однажды вместе со стадом коров переплыл широкую реку Вятку.
Е. И. Чарушин закончил Ленинградскую академию художеств и был приглашен на работу в издательство «Детгиз» в качестве художника. Он проиллюстрировал более 100 книг.
Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Он умел не только показать внешность зверя, его движения, повадки, но и его нрав, характер. Приглядимся к любой из книжек Чарушина. Вот любопытный котенок Тюпа, трогательный медвежонок, шустрый волчишко. (показать иллюстрации) вот как сам Евгений Иванович говорил об этом: «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер, движения. Меня интересует его мех. Когда читатель-ребенок хочет пощупать моего зверька - я рад. Мне хочется передать настроение животного: испуг, радость, сон…. Все это надо наблюдать и почувствовать».
Поездки природа так переполняли Евгения Чарушина, что одной только кистью невозможно было выразить все, что хотелось передать. На помощь пришло слово. В 1929 году в детских журналах появились первые рассказы Чарушина «Медвежата», «Волчишко» и другие. В годы войны Чарушин работал учителем рисования, он так расписал стены одного детского сада что они превратились в зеленые лужайки и диковинные леса с героями сказок.
А теперь ответьте на вопросы:
Что рисует художник –анималист?
-Деревья
-Животных
-Людей
-Врача
-Архитектора
-Учителя
С кем маленький Женя ходил в лес
-С другом
-С собакой
-С мамой
Что чаще всего изображал маленький Чарушин
-Пейзаж
-Натюрморт
-Животных
Иллюстрация – это
-Картинка в книге
-Пирожок с капустой
-Кастрюлька с супом
Сейчас я предлагаю вам поиграть, отправиться по звериным следам. (Объясняем правила игры)
У нас две команды, в каждой команде есть капитан, капитан сегодня будет ответственным за поле. Это поле не простое, это игровое поле. Что у меня в руках? (кубик). Чего не хватает? (фишек). А фишками у нас будут герои рассказов Чарушина.
-Это кто? – Тюпа. (Когда … очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает)
-А это? – Томка. (Я обрадовался. Ну, - думаю, - вот это охотник! От такого и дичь не спрячется)
На каждом следе нарисованы задания. Выполнять задания будет тот, кто бросает кубик. Если ребенок затрудняется с ответом, то ему можно помочь.
Правила поведения. …
Уточняем, что можно делать в зале, чего нельзя.
(Тянем жребий, какая команда первая начинает)
Из коробки дети-капитаны вытягивают ленточки. Кто вытянул длинную, та команда начинает.
Первые кубик бросают капитаны.
В конце игрового поля вас ждет сюрприз. (В коробке лежат книги)
Задания
1 Вопрос
Вопросы – рассуждения
• Почему у зайца хвост короткий
• Почему белка зимой серого цвета
• Почему осенью птицы улетают на юг
• Почему осенью листья опадают
Вопросы о животных
• Белое оперение есть даже на пальцах лап, что-то вроде варежек. В отличие от своих южных сородичей, охотится в светлое время суток. (Полярная сова)
• Самый известный полярный обитатель. Его густой белый мех и толстый слой подкожного жира хорошо сохраняют тепло. (Белый медведь)
• Единственное крупное травоядное в тундре. Одомашненный людьми, он служит не только транспортным средством, из его шкур делают одежду, а из рогов - лекарство. (Северный олень)
• Крупное ластоногое млекопитающее. Охотится в воде, а отдыхать и греться на солнышке выбирается на сушу. Одну пару зубов заменяют огромные бивни. (Морж)
• Они живут группами, во главе с вожаком. Стоят на высоком уровне по своему развитию. В поисках пищи лазают и прыгают по деревьям. (Обезьяны)
• Это очень крупная птица. Туловище около одного метра, а хвост – 2 метра. Крылья короткие, летать на большие расстояния не может, но бегает очень быстро. (Павлин)
• Идеальный хищник, приспособленный к условиям тайги. Длинные широкие лапы помогают бежать по снегу, а кисточки на ушах – улавливать любые звуки. (Рысь)
• Эти мелкие лесные животные используют для своего жилья дупла, где не только выводят потомство, но и прячутся от зимних холодов. (Белка)
• Эта рыжая плутовка любит полакомиться мелкими грызунами. А её ценный мех предпочитают все модницы. (Лиса)
• Эти забавные зверьки фыркают и посапывают, а иногда даже пронзительно взвизгивают. Когда пугаются, то сворачиваются в клубок и выставляют свои иголки. (Ёж)
• Этот зверь хорошо приспособился прятаться от врагов: серый мех скрывает его среди камней и травы летом, а зимой шубка становится белой и незаметной на снегу. (Заяц)
Пропавшие буквы в веселых стихах
Серый вол, голодный, злой,
Бродит по лесу зимой. (Волк)
Игры усатые в клетке сидят,
На укротителя громко рычат. (Тигры)
Землю роет старый кот,
Под землею он живет. (Крот)
Ролики в норах семейством живут,
Лисы и волки их там не найдут. (Кролики)
Ребусы (о животных)
2 Покажи
• Читаем рассказ «Томка»
Дети изображают щенков по тексту.
У охотника я увидел пёсика.
Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.
Охотник рассказал, какой пёсик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля.
От этого пёсика, говорит, есть щенки.
Приходите, поглядите. И мы с ним пошли.
Щенки небольшие — только что научились ходить.
«Который-то из них, — думаю, — мне будет помощник на охоте? Как узнать — кто толковый, а кто не годится?»
Вот один щенок — ест да спит. Из него лентяй получится.
Вот злой щенок — сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму — не люблю злых.
А вот ещё хуже — он тоже лезет ко всем, только не дерётся, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять.
В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он её или не почует?
Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал — не у них ли деревяшка. Нет, не нашёл. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет — уговаривает не сердиться.
И вот он стал нюхать, нюхать и пошёл к тому месту, куда я её спрятал. Почуял.
Я обрадовался. «Ну, — думаю, — вот это охотник! От такого и дичь не спрячется».
Назвал его Томкой. И стал растить помощника.
• Чтение отрывков из книги «Большие и маленькие».
Взрослый читает, дети показывают животное и называют его.
Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите! Никто вас, сереньких, здесь и не увидит.
А бегать вам пока нельзя. Кто на месте сидит, у того и следу нет. А следу нет — кто вас найдет?
А ну-ка, лезь на пенек, сорви ягодки! Не свались, не ушибись! Хоть мы, медведи, косолапы, а ловкачи. Мы так бегать умеем — лошадь догоним.
На деревья лазим, в воду ныряем.
Тяжелые пни выворачиваем, жирных жуков ищем.
Мы мед и траву едим, корешки и ягоды.
А дичинка попадет и ей рады.
• Чтение отрывков из книги Моя первая зоология.
Взрослый читает, а дети изображают и называют животное.
3 Анималисты (нарисуй животное на доске мелом, покажи, другие дети отгадывают, что нарисовано).
Во время викторины проводятся 2 музыкальные паузы.
• «Зверобика»
• К нам сегодня в гости пришли звери. Они нам сейчас споют и станцуют «Лиса и медведь»