Ольга Суранова
Викторина — «Край родной, навек любимый»
▼ Скачать + Заказать документы
Что может быть милей
Бесценного родного края? (Н. Языков.)
Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребёнка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Маленький ребёнок ещё не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах. Для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны. Необходимо отметить, что герб и флаг несут в себе воспитательную функцию наряду со своим основным назначением – служить отличительным знаком государства. Патриотическое воспитание (патриотизм) проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горячи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с давних пор.
Публикация «Викторина — „Край родной, навек любимый“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
Самыми главными и важными задачами патриотического воспитания являются:
• развитие духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родной стране, городу, семье, дому, детскому саду;
• к окружающей природе родного края;
• к культурному наследию своих предков;
Воспитание любви и уважения к своей нации, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.
Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Неотъемлемой частью патриотического воспитания всегда было и остается знакомство детей с важнейшими государственными символами.
Вашему вниманию предлагается викторина на тему : «Край родной навек любимый!»
Программное содержание:
1. Продолжить формирование представления- что такое Родина, родной край.
2. Закрепить знания детей о государственных символах России, Татарстана, г. Лениногорска;
3. Обобщить элементарные преставления о происхождении и функциональном назначении герба и флага России, Татарстана и города Лениногорска, о символическом значении цвета и образов.
4. Воспитывать чувство любви к своей Родине – России, Татарстану, городу Лениногорску
5. Воспитание у воспитанников нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом и любви к своему родному городу, расширение кругозора
6. Вызвать интерес к истории Лениногорска; формировать чувство ответственности за малую Родину и уважения к предкам; воспитывать любовь к родному городу, уважение к людям, создавшим культурные достопримечательности города; формировать умение выражать свои мысли.
7. Расширить и углубить знания детей о городе Лениногорске, его истории, закрепить знания о гербе и флаге города достопримечательностях, богатствах города, людях – тружениках.
8. Развивать умение правильно строить свой ответ, согласно грамматическим правилам;
9. Формировать умение быстро схватывать услышанное;
10. Развивать познавательные интересы;
11. Воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга;
12. Совершенствовать певческие и музыкально-ритмические умения и навыки.
13. Создать радостное, весёлое настроение у детей.
Оборудование: карточки и изображением флагов и гербов разных стран, республик, городов; разноцветные ленточки; географическая карта; герб и флаг России, Татарстана и города, картинки и фотографии прошлого и современного города; старинная утварь, сделанная руками мастеров. Эмблемы и стяги команд. Платки павлопоссадские, ложки деревянные для танца, национальные костюмы разных народов.
Музыка: Гимн России муз. А. Александрова, сл. С. Михалкова, Гимн Татарстана Р. Яхин, Р. Байтимеров, "С чего начинается Родина" В. Баснер, М. Матусовский, песня “ Край родной – навек любимый» («Наш край»)Д. Кабалевского, А. Пришелец, «Моя Россия» Г. Струве, Н. Соловьёвой, «Околица» Н. Кадышевой, Татарская народная музыка, песня «Калфагым, камзулым» Л-Б. Булгари, Р. Валеевой, песня «Лениногорск» А. Володин
Предварительная работа: Изучение государственных символов России, Татарстана, Лениногорска (их происхождение и история, работа над подборкой прилагательных к словам, изготовление эмблем и стягов команд, написание девизов команд, повторить пословицы и поговорки о Родине и родном крае. Изучение достопримечательностей России, Татарстана, Лениногорска. Чтение и заучивание стихов о Родине, России, о Татарстане, о Лениногорске, экскурсия по городу, встречи с музейными работниками, просмотр видеофильмов, слайдов о достопримечательностях города, знакомство с работами городских художников, прослушивание Гимнов слушание песен о Татарстане и Лениногорске.
Разучивание песен: «Моя Россия» Г. Струве, Н. Соловьёвой, «Туган тел» Г. Тукай, «Калфагым, камзулым» Л-Б. Булгари, Р. Валеевой, песня “ Край родной – навек любимый» («Наш край»)Д. Кабалевского, А. Пришелец; танцевальных композиций: танец с павлопоссадскими платками «Околица» Н. Кадышевой, «Татарский танец с ложками», танцевальная композиция с тканью «Нефтяной край – мой Лениногорск», инсценировка «Калфагым, камзулым» Л-Б. Булгари, Р Валеевой.
Звучит песня «С чего начинается Родина»
Ведущий:- О чём поётся в этой песне? - Как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей). У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют страну, республику, город) Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной-местом, где родился и вырос. Наша Родина – Россия, Республика Татарстан, город Лениногорск. По богатству природы и по красоте пейзажей наша Родина может поспорить со многими государствами Европы. Светлые березовые рощи и прохладные сосновые леса, разливы рек, подобные морям, и бескрайние поля цветущего шиповника, таинственные лесные озера и овраги, заросшие орешником, чего-чего только нет в нашем краю!
Ребё нок:
Слышишь песенку Ручья? Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья? Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей, и в саду смородина - Это тоже Родина.
(М. Пляцковский)
Ведущий: Сегодня у нас необычный праздник, мы с вами отправимся в большое «путешествие-викторину» по нашей любимой Родине. И заодно подведем итог вашим знаниям о России, Татарстане и о нашем родном городе Лениногорске. Вы согласны отправиться в путешествие в “ Страну знаний о Родине”.
Дети (хором) : Да!
Ведущий: Тогда, берите с собой свои знания и вперед. В большой стране у каждого человека есть своя маленькая Родина - это город, село или деревня, где он родился. Наша общая, великая Родина состоит из множества маленьких уголков. Как называется наша страна, в которой мы живем?
Дети. Россия.
Звучит Гимн России, все слушают его стоя.
Дети читают стихотворение.
1-ый: Старый двор, берёзки молодые,
Хоровод кудрявых тополей,
Это все страна моя Россия,
Милый образ Родины моей.
2-ой: Васильки, как глазки голубые
Смотрят, улыбаясь, вдоль тропы
И пшеницы косы золотые
Заплетает осенью в снопы.
3-ий: Перезвон валдайских колокольцев
Слышится в журчании ручья
И на ранней зорьке у околицы
Раздаются трели соловья.
4-ый: А зимой сверкает и искрится
Снег, как подвенечная фата.
И ни с чем на свете не сравнится
Белоствольных рощиц красота!
Дети исполняют песню «Моя Россия»
Ведущий: Да, кстати ваши знания сегодня будет оценивать наше уважаемое жюри. (Ведущий представляет жюри.)
Ведущий: Ну, а теперь разрешите объявить наш первый конкурс - “Конкурс приветствия”. (Каждой команде даётся слово для приветствия (показывают и говорят капитаны) : показ эмблемы команды и стяга, а также девиза)
Ведущий: Отлично! Теперь мы знаем, что обозначают эти эмблемы и стяги. Сейчас вы должны быть очень внимательными, так как объявляется второй конкурс - “Разминка”. Каждой команде будет задан вопрос, на который она должна будет ответить, если ответа не будет, то этот вопрос переходит к другой команде. Балл зачитывается той команде, которая даст правильный ответ.
Внимание вопросы:
1. Для чего нужен герб?
2. Какого цвета орел на современном гербе России?
3. Что означает золотой цвет? Почему орел двуглавый?
Ребё нок:
Герб России
У России величавый на гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный.
(В. Степанов)
4. Кто ещё (кроме орла) изображен на Гербе нашей Родины?
5. Что означает изображение всадника на гербе России?
6. Какие еще знаете государственные символы отличительные знаки страны, кроме герба?
7. Какие цвета есть на флаге нашей страны?
8. Что означают цвета российского флага - белый, синий, красный?
Ребё нок: Флаг России
Белый цвет – берёзка, синий – неба цвет.
Красная полоска – солнечный рассвет.
(В. Степанов)
9. Назовите город-столицу России.
Ведущий: У каждой команды на столе лежат ленточки разных цветов. Вам нужно из них собрать правильно флаг России.
Третий конкурс “Собери свой флаг” (Побеждает та группа, которая быстрее и правильнее справляется с заданием).
Ведущий: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием. Пока наше жюри оценивает, музыкальная пауза. Россия-Матушка богата разными ремесленниками. Русский народ всегда славился своими ремеслами. Пряли, ткали, мастерили телеги, посуду, делали сапоги, шили шубы. Наши предки – ремесленники, оставили нам замечательное наследство: замысловатые шкатулки, жостовые подносы, расписные ложки под Хохлому, русские Матрёшки, и такие, необычайной красоты павлопоссадские платки….
Музыкальная пауза:
Ребё нок: У Посада, у Посада вьётся синяя река,
Нет на всём на белом свете краше нашего платка.
Все цвета вобрал красавец: с голубых небес до звёзд,
Кроны дуба, кроны ели, милой Родины берёз.
Кинь на плечи, кинь на кудри, загляни-ка в зеркала,
Зацветёшь и улыбнёшься, до чего же ты мила.
Девочки исполняют Танец с павлопоссадскими платками «Околица»
Ведущий: Для каждого человека родной край является самым красивым местом на Земле. У слияния двух великих рек Европы - Волги и Камы расположена наша Республика. Как называется наша республика, в которой мы живем?
Дети. Татарстан
Дети читают стихотворение «ТАТАРСТАН»
1. Татарская земля родная,
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края
Где б также почитали их.
2. Звучит курай, лаская сердце
Красивых, любящих людей.
Мы можем только здесь согреться,
В объятьях родины своей.
3. Здесь так спокойно и надёжно.
Здесь всё ласкает глаз и слух.
Жить вне отчизны невозможно,
Ведь у нее – особый дух,
4. Спокойные тона и краски,
И гордый, вдохновенный стан.
Ты – новоявленная сказка -
Наш современный Татарстан.
(Алексей Анисимов)
Дети исполняют песню «Туган тел»
Ведущий: А сейчас нашим капитанам предоставляется слово. Четвёртый конкурс-“Конкурс капитанов”. (Капитаны выходят вперед)
Ведущий: 1 задание: вы должны сказать как можно больше хороших, красивых слов о нашей родине. (Называют по очереди, кто первый остановиться, тот и проиграл)
2 задание: вы должны, также по очереди назвать как можно больше пословиц или поговорок о Родине, родной стороне или родном крае. (Побеждает тот, кто назовет больше)
Ведущий: Я вам предлагаю поиграть в такую игру Пятый конкурс -“Найди среди флагов и гербов разных стран, флаг и герб Татарстана”. (Детям предлагаются карточки с изображением флагов Азербайджана, Германии, Болгарии, Венгрии, Гвинеи, России, Татарстана; и карточки с изображением гербов разных республик. Команда должна выбрать карточку с изображением флага и герба Татарстана. Задача усложнена тем, что нужно объяснить значение цвета на флаге и символики на гербе. (Побеждает та команда, которая быстрее и верно справляется с заданием.)
Ведущий: У меня для вас есть ещё одна интересная игра Шестой конкурс «Угадай мелодию» Ваша задача: угадать, из множества прослушанных гимнов других стран и республик, гимн Татарстана.
Звучит Гимн Татарстана, все слушают его стоя.
Ведущий: Пока жюри оценивает, музыкальная пауза.
Ребё нок: В Татарстане мы живём, дружно пляшем и поём!
Музыкальная пауза: «Татарский танец с ложками»
Ведущий: Продолжаем нашу викторину-путешествие по родному краю, предлагаю вашему вниманию ещё несколько вопросов:
1. Какие города Татарстана вы знаете? Чем они знамениты? (Казань, Н. Челны, Чистополь, Альметьевск, Нижнекамск, Бугульма и мн. др.)
2. Какой город является столицей республики Татарстан? (г. Казань)
3. Какие народы живут в нашей республике Татарстан? (русские, татары, чуваши, марийцы, башкиры, армяне, украинцы и др.)
Ведущий: Все они живут в мире и согласии. Вместе трудятся, отдыхают, строят новые дома, города. И у каждого народа есть свой национальный костюм. Следующий конкурс седьмой – «Конкурс национальных костюмов». Командам предлагаются иллюстрации костюмов, нужно назвать принадлежность к национальности каждого костюма.
Музыкальная пауза: инсценировка песни «Калфагым, камзулым»
Ведущий: Назовите города, в которых вы бывали или о которых слышали. (Ответы.) Когда говорят «москвич», «казанец», «челнинец», «бугульминец», имеют в виду принадлежность человека к тому городу, где он живет: «челнинец» живет в городе Набережных Челнах, «москвич» - человек, живущий в Москве, «казанец».
Дети. Живет в Казани!
Ведущий: В каком городе живем мы с вами?
Дети. В Лениногорске!
Ведущий: Значит мы с вами…. Лениногорцы. У каждого счастливого человека есть свой любимый город и это тоже наша Родина. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу ребята, чтоб, город, в котором вы живёте, стал бы любимым вами!
Дети читают стихотворение:
1. Лениногорск - мой юный город, гляжу с восторгом на тебя.
Твои окрестности и горы волнуют, радуют меня.
Леса и солнечные взгорья, долины синие легли.
Ты на холмах среди раздолья, домами высишься вдали.
2. Когда я с вахты возвращаюсь в сиянье голубого дня,
Ты, как родного, улыбаясь, встречаешь ласково меня.
Я задержусь на вахте поздно, но ночью темной до зари,
С ажурных вышек, словно звезды, твои мне светятся огни.
Просмотр презентации о городе Лениногорске
Ведущий: Мы продолжаем наше путешествие, и сейчас проверим ваши знания о родном городе. Восьмой конкурс «Я знаю свой город». Каждой команде будет задан вопрос, на который она должна будет ответить, если ответа не будет, то этот вопрос переходит к другой команде. Балл зачитывается той команде, которая даст правильный ответ.
Внимание вопросы:
1. Сколько лет нашему городу Лениногорску? (61 год)
Ребенок. Шестьдесят один прошло, как много. Для страны короткий срок.
Ну, а город наш чудесный развивается, растет.
2. В каком году родился наш город? (Город был основан в XIII веке. Тогда это было село Новая Письмянка. В 1948 году было открыто и разработано Ромашкинское месторождение нефти. В связи с этим на месте старого села образовался рабочий поселок. А Лениногорском город стал именоваться с 1955 года.)
3. Где расположен город Лениногорск? (Лениногорск - маленький уютный городок, расположенный на юго-востоке Татарстана, в верховьях реки Степной Зай).
4. Найди флаг и герб города Лениногорска. (Из предложенных карточек с изображением флагов т гербов, нужно выбрать правильный)
5. Назови достопримечательности города Лениногорска. (по предлагаемому фотоматериалу нужно узнать и назвать достопримечательности города)
Ведущий: Лениногорск - один из красивейших и обустроенных городов республики. Здесь прекрасные улицы, огромный лесопарк, каскады прудов, фонтаны. В 2000 году Лениногорск был признан лучшим городом России по оформлению и благоустройству.
Аллеи и площади украшают памятники, выполненные известными мастерами своего дела…
Гости с интересом проходят по Аллее заслуженных нефтяников. Здесь они знакомятся с высеченными на граните именами тех, кто связал свою жизнь с нефтянной промышленностью, стоял у его истоков, внес в ее развитие неоценимый вклад.
Сегодня Лениногорск - благоустроенный современный город, город - сад.
Дети читают стихотворение:
1. Много городов на земле большой, только всех родней мне город этот.
Радует красой город молодой, и его теплом сердца согреты.
2. Первым здесь прошел геологов отряд, и фонтаном нефть везде забила.
И о том, что здесь будет город – сад первая палатка возвестила.
3. Время не стоит, и идут года, и растёт мой город, хорошеет.
Где бы ни был я, но душе всегда для меня мой город всех милее.
Танцевальная композиция с тканью «Нефтяной край – мой Лениногорск»
Ведущий: Ребята, вы молодцы вы отлично справились со всеми заданиями. Наше путешествие в “Страну знаний о Родине” подходит к концу. Теперь, я точно уверенна, что вы растете настоящими гражданами своей страны. УРА! МОЛОДЦЫ! А пока наше жюри подводит итог нашей викторины, мы споем песню “ Край родной – навек любимый» («Наш край»)
Жюри объявляет результаты викторины. Победители и все остальные участники награждаются медалями книгами о родном крае.
Ведущий: Наше путешествие почти закончилось. И мне хотелось бы закончить его такими прекрасными словами:
«На широком просторе предрассветной порой
Встали алые зори над родимой страной.
С каждым годом всё краше дорогие края….
Лучше Родины нашей нет на свете, друзья!»