Смирнова Лидия Ивановна
Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Байкал — Жемчужина Сибири»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать условия для повышения познавательной активности детей в процессе решения задач поискового характера.
Задачи:
• актуализировать представления детей о Байкале, его растительном и жи-вотном мире;
• развивать познавательную активность, умения размышлять, вести диалог, проявление инициативы и самостоятельности в познавательной деятельности и общении.
• воспитывать гуманное отношение к животным, бережное отношение к природе родного края, способствовать формированию экологической культуры дошкольников.
Публикация «Викторина для детей старшего дошкольного возраста „Байкал — Жемчужина Сибири“» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Материалы и оборудование: ноутбук, экран, интерактивная дидактическая игра «Байкал». Разрезные картинки формата А4 (карта озера Байкал, батискаф). Карточки с животными для игры «4 лишний», «Дорожная песня». Макет Байкала (в пазлах формата Ф4). Атрибуты для игр.
Предварительная работа: Просмотр презентаций, рассматривание фотогра-фий, альбомов, репродукций, чтение книг, журналов «Сибирячок». Познава-тельно-исследовательская деятельность «Озеро Байкал».
Ход викторины : под звуки шума прибоя в зал входят дети и родители.
- Здравствуйте, ребята, гости. К нам на электронную почту пришло видеообращение Сибирячка : Здравствуйте, ребята, я хочу загадать вам загадку.
Древен род его в природе, кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем – как его мы все зовем? (Байкал)
- Правильно, ребята. Вы уже очень много знаете о Байкале, его растительном и животном мире. Сегодня я приготовил для вас новую игру и предлагаю совершить увлекательное путешествие по Прибайкалью. В конце путешествия вас ждет подарок от меня. А что это такое, вы узнаете, когда соберете все части пазла, которые вы будете получать за правильные ответы. Желаю успеха!
Воспитатель: На чем мы отправимся? (на поезде). А почему именно на поезде?
После обсуждения дети и родители садятся в «поезд» и отправляются в путе-шествие. Звучит запись «Дорожной песни». Мультимедийная презентация.
I. Станция «Краеведческая», Слайд 1
1. Как называется наш край? (Сибирь)
2. Как называется наша область? (Иркутская)
3. И город в Иркутской области и время года? (Зима)
4. Взрослым: Город, в котором проводят фестиваль клубники? (Байкальск)
Звучит запись «Дорожной песни» II. Станция «Байкальская», Слайды 2
1. Что означает слово «Байкал (Богатое озеро);
2. Какая река не впадает в Байкал? (Ангара)
3. Самый большой остров Байкала? (Ольхон)
4. Взрослым: Сколько рек и ручейков впадает в Байкал (366).
Слайд 3
1. Знаете ли вы, замерзает ли Байкал? (Байкал замерзает целиком)
2. Назовите ветры Байкала? (Баргузин, Култук, Сарма). Какой из них самый свирепый? (Сарма)
3. Когда озеро окрашивается в бурый цвет? (Когда цветут водоросли)
4. Взрослым: Озеро Байкал состоит из одной, двух или трех впадин? Каковы их максимальные глубины?
Звучит запись «Дорожной песни», III Станция «Исследовательская», Слайд 4
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам собрать картинку из пазлов и вы узнаете какой аппарат помогает ученым изучать воды Байкала.
Взрослые отвечают на вопросы:
1. Как называлось первое научное судно на Байкале?
2. Когда на Байкале начались водолазные работы?
3. На каком глубоководном аппарате погружался на дно Байкала президент России В. В. Путин?
Звучит запись «Дорожной песни» IV. Станция «Промысловая», Слайд 5
1. Начинается на «о», ох, и любят же его!
Говорят – живет в Байкале.
Вы, случайно, не слыхали? (Омуль) 2. Под корягой в жирном иле
Великан находит дом
С вами мы его ловили,
Знаем все, что это (сом)
3. Бледно-розова, нежна, студена вода нужна.
Что за рыбка-невеличка – меньше вашей рукавички?
А на солнце рыбка тает, рыбьим жиром истекает.
Что за рыбка – иностранка? Это рыбка (голомянка).
Взрослым: 4. У нее во рту пила
Под водой она жила.
Всех пугала, все глотала,
А теперь в котел попала. (Щука)
1. Какую рыбу называют «хлебом Байкала»? (байкальский омуль).
2. Какие разновидности хариуса обитают в Байкале? (белый и черный).
3. Каких рыб Байкала называют «пахарями дна»?
4. Какая самая крупная рыба, встречающаяся в озере, которую называют царь – рыбой? (осетр)
Игра «Заселим Байкал рыбками» Атрибуты: Макет Байкала, рыбы сделанные детьми. Ход игры: Дети делятся на 2 команды. Они должны выбрать только тех рыб, которые водятся в Байкале и прикрепить их на макет с помощью магнита. Побеждает та команда, которая справится с заданием быстрее.
Звучит запись «Дорожной песни» V. Станция «Эндемик», Слайд 6
Воспитатель: - Ребята, а нам опять поступил видео вопрос от «Сибирячка» :
- В снежном логове родится, простудится, не боится.
Подрастет – начнет нырять, шубку белую менять.
Если очень повезет, лет полсотни проживет.
Что за зверь такой с усами? Может, вы видали сами? (нерпа).
Детям: - Нерпа это рыба или млекопитающее? - Как правильно называются конечности у нерпы? (ласты) - Как называется детеныш нерпы? (белек)
Взрослым: - Что такое продух? (Нерпа может пробыть под водой 20-25 минут. Но время от времени ей необходимо вдохнуть воздух. Для этого она при помощи когтей разгребает снизу лёд и делает продухи).
- Спят ли нерпы в воде? - Где находятся самые знаменитые летние лежбища нерп?
Звучит запись «Дорожной песни», VI. Станция «Таежная», Слайд 7.
Игра «4 лишний». Задача: Ребята, я предлагаю вам рассмотреть карточки и выбрать в каждой строке животных, которые не живут в сибирской тайге.
Звучит запись «Дорожной песни», VII. Станция «Растительная», Слайд 8.
1. Как только весной сойдет снег, земля становится серой, неприглядной – а утром просыпаешься от яркого сияния, не понимаешь, откуда оно исходит. Вся земля усыпана яркими нежно-розовыми цветами. Это зацвел. (Багульник)
2. Мох не мох – в лесу перинка, на перинке – ягодка-кислинка. Листочки с глянцем, ягодки с румянцем, А сами кусточки не выше кочки. (Брусника).
3. Растет на кустах - зеленая, как поспеет – черная, помогает от болезней и для зрения полезна (Черника)
Взрослым: - Легенда Сибири – его древесина обладает приятным запахом, со-храняющимся десятки лет. Сибиряки называют его хлебным деревом, раньше из его орехов получали масло, халву, сметану и молочко. (Кедр);
- Это травянистое растение занесено в Красную Книгу. Его называют «Сибир-ской орхидеей» (Венерин башмачок).
- Какие вы знаете заповедники в прибайкальских лесах?
Звучит запись «Дорожной песни», VIII. Станция «Экологическая», Слайд 9.
Игра капитанов. Задача: на экране интерактивной доски закреплены правила поведения в природе. Нужно распределить их в две колонки.
Слайд 10, Игра «Экологический десант» Атрибуты: кегли, кубики, мешки для мусора. Ход игры: Дети делятся на две команды. Предлагается, очистить дно Байкала от мусора. Каждая команда собирает только один вид «мусора».
Подведение итогов. Воспитатель: - Ребята, подошло к концу наше увлекательное путешествие. Вы успешно выполнили все задания «Сибирячка» и получили все пазлы. Давайте их соберем и посмотрим, что получится. (Карта - макет Байкала) Вы можете «заселить» на карте территорию Байкала растительностью, животными и рыбами и каждый день совершать прогулки по Байкалу.