ольга мальцева
Виды театров для дошкольников в ДОУ семинар для воспитателей детских садов
▼ Скачать + Заказать документы
Психологами доказано, что игровая деятельность является неотъемлемым компонентом гармоничного всестороннего развития детей дошкольного возраста. Это связано с возрастными особенностями развития психических процессов малышей. С помощью такого вида деятельности дошкольники познают окружающий их мир, учатся коммуникации и взаимодействию со сверстниками, адаптируются в социуме. Одним из эффективных видов игровой активности в детском саду является театр. В такой деятельности дошкольники проявляют творческую активность, реализовывают свой потенциал, развивают способности. Поэтому так важно проводить театрализованные игры в ДОУ. Такая деятельность организовывается в дошкольном учреждении в самых разных формах.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Виды театров и необходимые к ним атрибуты
Организация театрализованной деятельности в дошкольном образовании решает целый ряд образовательных и воспитательных целей. Кроме того, способствует реализации требований государственного стандарта, так как благодаря такой форме педагогической работы, дети учатся самостоятельно выдвигать идеи, аргументировать, проявлять инициативность и творчество. В нашем дошкольном учреждении мы организовываем следующие виды театров : настольный театр; стендовый; верховой; наручный; театр живой куклы, напольный;. В свою очередь, каждый из указанных видов подразделяется на подвиды и требует определенных атрибутов.
Стендовый театр.
Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепим фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся: Театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью). Для организации такого вида деятельности требуется фланелеграф и фигурки-персонажи выбранного художественного произведения, на которых с обратной стороны мы прикрепляем липучки. Таким образом, по мере развития сюжета, ребенку предлагаем прикреплять необходимые фигурки на фланелеграф.
Магнитный театр представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий вид, только используем металлическую доску, а на фигурки прикрепляем магнитные полосы вместо липучек.
Теневой театр — самый загадочный и необычный для восприятия детей. Для организации этого вида театра мы используем экран (натянутая вертикально белая ткань, фонарь или настольная лампа (в зависимости от размеров экрана, картонные фигурки черного цвета. Вместо игрушечных персонажей, дети создают тени непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр живых теней».
Настольный театр
Название такого вида театра говорит само за себя — игровую деятельность проводим на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи небольшого размера, чтобы разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности.
Бумажный (картонный, конусный).
Этот вид театра мы изготавливаем своими руками из бумаги или картона, привлекаем родителей и воспитанников старших и подготовительных групп.
Магнитный представляет собой металлическую доску с магнитами — персонажами какой-либо сказки.
«Наручный» театр
К этому виду относится театрализованная деятельность, для проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки — «перчатки». Различают следующие «наручные» виды театров в детском саду : пальчиковый; перчаточный. Для того, чтобы организовать такую театрализованную деятельность, в первую очередь, нужна ширма. Ее размер зависит непосредственно от размеров персонажей. Куклы чаще всего изготавливаем самостоятельно, но также привлекаем и родителей, воспитанники также могут принять активное участие в создании персонажей. Например, пальчиковые куклы мы изготовляем из картонных конусов, ткани, шерстяных ниток. «Перчаточных кукол» делаем, например, из варежки или носка, пришив к основе необходимые элементы (лицо, руки, одежду и т. д.). Важно отметить, что пальчиковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.
Верховой театр Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида:
В тростевом театре используем куклы, которые, соответственно, закреплены на высокой трости, а ребенок, который управляет персонажами, спрятан за ширмой.
Большую популярность приобретает театр «Би-ба-бо». В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь в том, что используем высокую ширму и, таким образом, персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода.
Не менее интересным считается театр ложек в детском саду. Атрибуты для такой игровой деятельности делаем самостоятельно. Для этого используем одноразовые пластмассовые ложки. На выпуклой ее части рисуем или с помощью пластилина вылепливаем лицо персонажа, а на ручку одеваем одежду сказочного героя- тканевую или бумажную. Во время постановки детского спектакля малыши-кукловоды держат персонажей из ложек за ручку.
Театр живой куклы Различают следующие виды описанной игровой деятельности: театр масок; театр кукол-великанов. Последний проводим чаще всего как досуговая деятельность в ДОУ. Роли кукол-великанов выполняют взрослые. Дети выступают лишь в роли зрителей. Тогда, как театр масок подходит для детей любого возраста. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки. Мы предлагаем детям пересказать таким необычным образом полюбившуюся малышам историю или подготовить полноценное выступление для родителей или детей других групп.
Напольный театр
В напольном театре используются куклы-марионетки. Сделать их самостоятельно достаточно сложно, поэтому чаще всего они приобретаются в специализированных магазинах. За счет этой особенности такой вид театрализованной деятельности в нашем детском саду не проводится. Но именно театр марионеток вызывает у дошкольников бурю эмоций, восторг. Так как малыши еще не понимают механизма действия таких кукол, дети представляют, что игрушки «ожили» сами. Именно этот элемент «чуда», «сказки» и способствует появлению положительных эмоций у дошкольников. Поэтому для ознакомления детей с этим видом театра, мы приглашаем в наш детский сад детей из других образовательных учреждений.
Таким образом, можно организовать разные виды театров в детском саду. Педагогу важно при планировании такой деятельности учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их интересы.