Базарова Наталия
Виды речевых логических задач
▼ Скачать + Заказать документы
Виды речевых логических задач
Классификация слов на основе различных семантических признаков
С целью объединения и группировки слов на основе различных семантических признаков предлагаются следующие задания :
1. Классификация предметов по картинкам.
Детям даётся задание разложить картинки на две группы
(при этом критерий классификации не называется) :
Помидор, яблоко, груша, репа, огурцы, апельсин.
Стол, чашка, диван, тарелка, стул, блюдце.
Темочки:
- Логические задачи для дошкольников
- Логическое мышление
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2. Игра «Ассоциации».
На доске выставляется ряд картинок: овца, дерево, корова.
Детям раздаются картинки: свитер, шапка, варежки, шарф (к картинке овца); стол, деревянные грабли, деревянные ворота или забор, стул (к картинке дерево); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке корова). У каждого ребёнка по 2 – 3 картинки.
Педагог предлагает детям положить свою картинку к одной их трёх картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.
3. Игра «Назови лишнее слово».
Педагог называет ряд слов и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее.
а) Лишнее слово среди существительных:
Слива, яблоко, абрикос, помидор, груша.
Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник.
Николай, Саша, Иванов, Миша, Пётр.
Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
б) Лишнее слово среди прилагательных:
Грустный, печальный, унылый, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый, отважный.
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.
в) Лишне слово среди глаголов:
Думать, ехать, размышлять, соображать.
Приехал, прибежал, укатился, приплыл.
4. Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии на основе различных признаков).
Детям предлагается выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары. Предлагаются пары слов на основе различных типов смысловых связей: родовидовых; часть – целое; предмет и его функция; явление и средство, с помощью которого оно осуществляется; название предмета и то, из чего он сделан; предмет и его месторасположение и др.
Огурец – овощ, ромашка – (земля, цветок, клумба).
Помидор – огород, яблоко – (забор, сад, груша).
Машина – мотор, лодка – (парус, вода, палуба).
Стол – скатерть, пол – (мебель, доска, ковёр).
Костюм – ткань, дом – (забор, кирпичи, лестница).
Чтение – буква, счёт – (задача, число, вопрос).
5. Дополнение смыслового ряда.
Педагог предлагает детям догадаться, каким будет четвё ртое слово:
Гвоздь – молоток, шуруп – (отвёртка).
Квадрат – куб, круг – (шар).
Школа – обучение, больница – (лечение).
Птица – гнездо, человек – (дом).
6. Выбрать правильный ответ.
В году месяцев (7, 12, 16, 24).
Отец старше сына (иногда, часто, всегда, никогда).
Всегда горячий (утюг, грелка, кипяток, пар).
7. Игра «Назови части».
Возможны два варианта проведения данной игры: а) по картинке, б) по представлению. Педагог называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.
Кот – голова, тело, хвост, лапы, когти, нос, уши, глаза, усы, шерсть.
Грузовик –
Дом –
Дерево –
8. Отгадывание предмета по названию его частей.
Кузов, кабина, колесо, руль, фары, дверцы.
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни.
Дно, крышка, стенки, ручки.
Крылья, кабина, хвост, мотор.
Пол, стены, потолок.
Подоконник, рама, стекло.
9. Объяснить, что общего у двух, трёх предметов.
Огурец, помидор.
Репа, цыплёнок.
Мяч, солнце, шар.
Тарелка, ваза, чашка.
10. Назвать обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, обозначаемый этим словом.
Растут на грядке в огороде, используются в пище.
Как назвать одним словом то, что мы надеваем на голову, на тело, на ноги?
11. Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков.
Овощ, круглый, красный, вкусный. Что это?
12. Отгадывание по картинкам загадок – описаний (предлагается несколько картинок животных, из которых надо выбрать нужную).
Я высокий, с толстой шеей, пятнистый (жираф).
Я низкий, толстый и серый (бегемот).
Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок).
13. Уточнение значения слов – существительных.
Педагог называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет, дать ему характеристику.
Лопата – предмет, чтобы копать землю; тяжёлая, ручку деревянная, а сама из металла.
Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда они пользуются этим предметом.
14. Объяснение значения слов – глаголов.
Педагог называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово:
а) дети показывают действие с помощью движений, мимики, пантомимики;
б) припоминают случаи из собственного опыта, когда они выполняли эти действия (шить – пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм для Нового года).