Ольга Абдуллаева
Виды подсказок для детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Метод безошибочного обучения позволяет динамично обучать ребенка новым навыкам, снять лишнее напряжение и тревогу во время занятия, вызываемую совершением ошибок. Чем больше ошибок делает ребенок, тем больше вероятность того, что он начнет испытывать связанные с этим неприятные эмоции. Помимо этого, ошибки и их исправление увеличивают количество времени, потраченное на выполнение задания. Соответственно, пройдет больше времени до получения усилителя. Так как усилитель поддерживает мотивацию во время занятия, его длительное отсутствие может привести к избеганию ребенком занятия в целом.
Публикация «Виды подсказок для детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Подсказка – это вербальная, физическая, жестовая или другая помощь, которая предоставляется ученику, для того чтобы увеличить вероятность продуцирования правильных реакций.
Теоретическая основа использования обучающих подсказок была сформулирована Ч. Б. Ферстером и Б. Ф. Скиннером в рамках исследований наиболее эффективных методов обучения.
Физическая подсказка
Движения рук ребенка корректируются руками педагога.
Различают следующие уровни физической подсказки :
полная физическая подсказка, или подсказка «рука на руке». Педагог делает все действия сам, используя руки ребенка.
частичная физическая подсказка (на уровне кисти, локтя, плеча). Педагог частично помогает ребенку правильно ответить.
Физическая подсказка
Движения рук ребенка корректируются руками педагога.
Различают следующие уровни физической подсказки :
полная физическая подсказка, или подсказка «рука на руке». Педагог делает все действия сам, используя руки ребенка.
частичная физическая подсказка (на уровне кисти, локтя, плеча). Педагог частично помогает ребенку правильно ответить.
Жестовая подсказка
Педагог жестом показывает ученику, что нужно сделать.
Визуальная подсказка
- помогает ребенку следовать инструкциям и правилам без помощи учителя;
- является дополнительным средством, облегчающим понимание инструкций;
- помогает самостоятельно перейти от одного задания к другому или от одного шага задания к другому.
Моделирование правильного ответа
Данный вид подсказки может применяться только с детьми, которые умеют имитировать.
При моделировании учитель показывает ребенку как сделать необходимое действие, давая образец. Например, если по инструкции ребенок должен прыгнуть, то учитель прыгнет первым.
При использовании моделирования интенсивность подсказки тоже можно менять : уровень интенсивности определяется количеством моделируемого действия. Например, учитель может моделировать не полное действие, а только его начало: не прыгнуть, а приподняться на носочки, как если бы он собирался прыгнуть.
Задержка по времени предъявления подсказки
Подсказка может быть предъявлена:
- непосредственно после предъявления инструкции;
- во время произнесения инструкции (например, учитель показывает карточку «не кусаться» во время объяснения правил);
- через определенное время (1-5 секунд) после предъявления инструкции.
Тактика задерживания подсказки может быть применена к подсказке любого вида.
Исследования показывают, что систематическое и планомерное увеличение времени между инструкцией и подсказкой повышает эффективность обучения.