Фахрутдинова Айгуль Ильясовна
Виды хозяйственно-бытового труда в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Хозяйственно-бытовой труд – это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка. Хозяйственно – бытовой труд предполагает умение поддерживать порядок в групповой комнате, помещениях, к ней прилегающих, на участке и дома, участвовать в организации бытовых процессов, учебной деятельности и прогулок. Дети старшего дошкольного возраста способны к более разнообразному хозяйственно-бытовому труду и меньше нуждаются в помощи взрослого. Они могут заниматься уборкой групповой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебель, участка (сгребать снег, убирать листья, в труде по ремонту книг, игрушек, одежды. Характерной особенностью этого вида труда является его общественная направленность – удовлетворение потребностей других детей и взрослых. Воспитатель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций. Важно формировать у дошкольников представление о значимости хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Навыки хозяйственно-бытового труда, приобретенные детьми в дошкольном учреждении, переносятся в семью и наоборот. Хозяйственно – бытовой труд имеет известную цикличность. В процессе его не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобных дел, готовность принять участие в хозяйственно – бытовом труде, удовлетворение от оказанной помощи окружающим способствует формированию общественно – значимых мотивов деятельности, трудолюбию, настойчивости, доброжелательного отношения к людям. Большие возможности хозяйственно бытовой труд создает для воспитания у детей бережного отношения к вещам и элементарных навыков культуры труда : рациональной организации работы, предварительного планирования, умение отобрать необходимые материалы для выполнения задания, стремление сделать работу хорошо и своевременно.
Темочки:
Необходимость в хозяйственно – бытовом труде в детском саду и дома возникает постоянно, он сопровождает любую деятельность детей, но его результаты по сравнению с другими видами трудовой не столь заметны. Они наглядно ощутимы лишь непродолжительное время: протерли пыль, завтра она опять появилась; накрыли стол к обеду, пообедали, все убрали. Кроме того, повторяемость изо дня в день одних и тех же дел снижает к ним интерес. Поэтому педагогу необходимо поддерживать у детей устойчивое положительное отношение к повседневной, однообразной, но жизненно необходимой работе.
В особый вид труда выделяется труд в природе. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия. Он создает благоприятные условия для умственного, сенсорного, физического развития ребенка, совершенствования движений, повышение выносливости, ответственность за порученное дело. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний о животных, растениях, почве, посадочных материалах, трудовых процессах и орудиях труда. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благоприятно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования. Труд в природе способствует и развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе имеет свою специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Конечная цель – вырастить овощи, ягоды, цветы, и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро. Цель отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы.
Все это можно осуществить тогда, когда взрослый с самого начала работает с небольшой группой детей, за которыми закрепляется определенный участок работы. Имея постоянное задание, ребенок прилагает известные усилия, учится преодолевать трудности.
Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относится к материалам, предметам труда, орудиям. В работе с детьми необходимо предоставлять им возможность осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Источником замысла детей является, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание своих работ, с другой – развивающаяся игра, в ходе которой возникает необходимость изготовления игрушек. При этом педагог побуждает детей к тому, чтобы они стремились сделать игрушку красивой. Следовательно, детям надо дать разнообразные впечатления, предоставить возможность хорошо рассмотреть предмет, который можно затем сделать самим.
Таким образом, трудовое воспитание дошкольника – это формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда.
К видам дошкольного труда относятся : самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной художественный труд.
Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры).
Хозяйственно-бытовой труд – это деятельность детей, направленная на поддержание чистоты и порядка в помещение и на участке, помощь взрослым при организации режимных моментов.
Труд в природе – это деятельность детей, которая предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике.
Ручной художественный труд – это изготовление предметов из разнообразных материалов, направленный на удовлетворение эстетических потребностей человека.
Проблема трудового воспитания глубоко изучена в разных направлениях исследований педагогов и психологов.
Но недостаточно современных исследований по данной проблеме, отражающих включение современного ребенка в труд детского сада и семьи. Необходимо совершенствование содержание трудового воспитания дошкольника на основе самоценности возраста и использования современных эффективных форм и методов, направленных на самореализацию каждой личности.