Мадина Черчесова
Виды детских игр по воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное учреждение "Детский сад №7" (Детский сад №10 "Сказка") г. Алагир РСО-Алания.
Подготовила руководитель физического воспитания :
Черчесова Мадина Асланбековна (2023г)
На сегодняшний день проблема нравственно-патриотического воспитания очень актуальна. Сущность деятельности дошкольного учреждения в спортивно-патриотическом направлении расширяет представления о роли физического воспитания и нормах здорового образа жизни. Спортивно-патриотическое воспитание, будучи одним из направлений патриотического воспитания, направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности детей в процессе занятия физической культурой и спортом.
Публикация «Виды детских игр по воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Считается, что будущее есть только у того государства, которое выбирает патриотизм. В наше неспокойное время государству жизненно необходимо воспитывать патриотов. Алексей Николаевич Толстой (русский и советский писатель) писал: «Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это, прежде всего народ». Это не слепая вера в символы, а практическое действие ради реальных ценностей (патриотизм раскрывается в поведении, в жизни, в поступках).
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина своей страны. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Все виды детских игр подходят для реализации задач патриотического воспитания : сюжетно - ролевые, дидактические, настольно - печатные, пальчиковые, народные, подвижные, эстафеты.
Большую роль в становлении личности играют физическая культура и спорт. Для достижения положительных результатов в формировании патриотических чувств через двигательную сферу ребенка считаю важным:
1. организовывать спортивные мероприятия (спартакиады, веселые старты, сдача нормативов ГТО в старших группах детского сада)
2. повседневную деятельность детей, на занятиях по физкультуре, в процессе проведения подвижных игр, эстафет.
3. военно-патриотические мероприятия в преддверии праздников: День защитника Отечества, День победы. На темы: «Буду в армии служить», «Наша армия родная», «Богатырская сила».
4. патриотическое воспитание, это, в первую очередь, народные традиции, которые ребенок усваивает в том числе, в подвижных играх.
5. работа над проектом по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников : «Моя родина».
Проект разработан руководителем физкультуры и реализован совместно с педагогами и воспитателями старшей и подготовительной группы. Участниками проекта были дети, воспитатели и родители средней, старшей и подготовительно группы. На протяжении месяца педагоги старших и подготовительных групп провели с детьми цикл познавательных занятий, бесед, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций на темы: «Армия России», «Наши защитники», «Военная техника»; занятия по изготовлению аппликаций из цветной бумаги- «Вертолеты» и «Моя дружная семья»; разучивали песни и танцевальные движения под патриотические песни. Мной были проведены мероприятия с детьми по просмотру и обсуждению мультфильмов на тему духовно-нравственных ценностей человека, квест-игра, консультации и буклеты для родителей о роли семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств дошкольников. Итоговым мероприятием стал праздник ко Дню Защитника Отечества с детьми старшей и подготовительной группы.
Благодаря такой работе дошкольники постепенно приобщаются к тому, что поможет им стать ответственными, любить Родину, его историю, традиции, свою семью, товарищей, быть готовыми в будущем выполнять свои гражданские обязанности.
Квест-игра: «Моя Родина»
Рук. физ-ры:
Для умной игры собралась детвора,
Игру начинать нам настала пора!
Руководитель физкультуры: - Ребята, какой праздник страна отмечает в феврале?
- День Защитников Отечества.
Рук. физ-ры: - Этому празднику и посвящена наша игра.
У нас игра в форме квеста. Знаете, что такое квест? Напомню всем, что квест - это такая игра, в которой участники находят и выполняют не одно задание, а целый ряд заданий для того, чтобы выполнить главную задачу.
А о чём наша игра, мы узнаем из загадки:
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь, как зовут это место, знаешь? (Родина)
Правильно, ребята, наша игра называется «Моя Родина».
- Скажите, ребята, какой полевой цветок растет на всей территории России? (ответы детей).
Рук. физ-ры: - Вот и сегодня, ребята, я предлагаю собрать ромашку. Задача нашей игры: найти главное слово. А какое это слово вы узнаете, когда соберете 6 лепестков от ромашки. Для этого нужно выполнить 6 заданий. После правильного выполнения задания вы получите лепесток ромашки с буквой. Только тогда, когда вы пройдете все задания, и у вас будут все лепестки, вы сможете найти главное слово. А сейчас, давайте откроем конверт и почитаем первое задание.
-Только после того, как отгадаете загадку, вы сможете поиграть в игру. - А вот и загадка:
Кто загадку отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой-
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы – одна….(семья)
Игра «Дружная семейка»
(Пальцы ребёнка зажаты в кулак)
Этот пальчик – дедушка (отгибается большой палец руки);
Этот пальчик – бабушка (отгибается указательный палец руки);
Этот пальчик – папочка (отгибается средний палец руки)
Этот пальчик – мамочка (отгибается безымянный палец руки);
Этот пальчик – я (отгибается мизинец)
Вот и вся моя семья! (Все пальцы разжимаются и сжимаются в кулак)
Рук. физ-ры: - Молоды, ребята, вы справились с первым заданием. Получайте первый лепесток от ромашки. Давайте откроем конверт и зачитаем следующее задание.
- Второе задание: «Я спрошу, а ты ответь!» (игра в кругу с мячом)
Вопросы:
1. Как называется страна, в которой мы живём?
2. А как называется столица нашей Родины?
3. Как называются люди, живущие в России?
4. Что мы называем малой родиной?
5. Как называется столица нашей малой родины?
6. А как называется город, в котором мы живем?
7. Как называется река, которая протекает в нашем городе?
Рук. физ-ры: - Молодцы, ребята, вы справились и со вторым заданием. Получайте второй лепесток от ромашки. - Давайте откроем конверт, где нас ожидает следующее задание. Ответив на все вопросы третьего задания, вы получите два лепестка от ромашки.
- Следующее задание «Назови государственные символы России». Давайте вспомним, что является государственным символом России?
Дети: Герб (страны, области, города, флаг, гимн, (показ на слайдах)
Рук. физ-ры: Свой флаг есть в каждой стране. Ребята, а все флаги разных стран одинаковые?
Дети: Флаги разных стран отличаются друг от друга, они могут быть похожи, но двух одинаковых мы никогда не найдем.
Рук. физ-ры: Ребята, а кто может мне ответить, какой у России флаг?
Дети: трехцветный. Три полосы - белая, синяя, красная. (На экране слайд с российским флагом)
Рук. физ-ры: Что обозначают эти цвета? (ответы детей)
Белый цвет означает мир, чистоту;
Синий цвет символ веры и верности;
Красный цвет символизирует силу.
Рук. физ-ры: Ребята, а где мы можем услышать гимн РФ, как его нужно слушать? (звучит гимн России)
Дети: на торжественных мероприятиях, на государственных праздниках. Слушают гимн стоя.
Рук. физ-ры: - Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием. Получаете 3 и 4 лепесток от ромашки. Давайте посмотрим, какое задание нас ждет в следующем конверте.
Рук. физ-ры: - Следующее задание называется «Защитники Отечества», а кто же такие защитники Отечества?
Дети: - Защитники Отечества — это солдаты, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество. Это армия. У каждого народа, в каждой стране есть армия. В России тоже есть армия. И она защищает границы своей Родины.
Рук. физ-ры: - Ребята, а вы знаете, когда не было телефонов и интернета, кто и как передавали сообщения? (ответы детей). В армии была такая профессия как военный почтальон.
- Какие обязанности он выполнял? (ответы детей).
- Какими качествами должен был обладать военный почтальон? (ответы детей).
- А давайте мы с вами поиграем в игру «Военный почтальон» и проверим, какие мы с вами ловкие, быстрые, смелые и отважные. И если мы справимся, то мы получим еще один лепесток.
Эстафета: «Военный почтальон»
Ход игры.
Дети делятся на 2 команды. В руках у первых игроков каждой команды письмо, они садятся на «коней» (фитбольные мячи). По сигналу руководителя физкультуры, они «скачут» до ориентиров и обратно к своим командам, передают эстафету следующим игрокам и так до последнего. Последние игроки передают письма в руки главного члена жюри. Команда, первыми выполнившая задание выигрывает.
Подвижная игра: «Танки»
Ход игры.
На полу в центре зала лежат обручи – «танки», по количеству на один меньше, чем детей. Под музыку дети бегают вокруг обручей. Как закончилась музыка, каждый участник торопится занять место в «танке» (становится в обруч). Тот, кому не хватило «танка», выходит из игры. После чего убирают один обруч. Игра продолжается до тех пор, пока не останется два игрока и один обруч.
Рук. физ-ры: Молодцы, вы справились с этими заданиями. Получайте 5-ый лепесток от ромашки. И давайте посмотрим, что в последнем конверте?
Последнее задание: «Малая родина»
- Кто ответит, что такое малая родина?
Дети: Малая Родина – уголок, где мы родились. Место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.
Рук. физ-ры: Правильно. Это наш родной город – город ….?.(Алагир)
Вам необходимо выбрать из картинок только достопримечательность нашего города и назвать ее (на слайде 4 картинки с достопримечательностями с разных городов, и только одна с города Алагир, дети должны выбрать правильный ответ)
- Молодцы, вы справились с этим заданием. Получайте 6 лепесток от ромашки.
- Присаживайтесь на подушки, игра наша подошла к концу, понравилась она?
- Какие задания вам понравились больше всего?
- Что вам показалось сложным? А зачем мы их выполняли?
- Кто помнит, какая главная задача стояла перед нами? (найти главное слово)
- Нашли мы слово? - Тогда я попрошу вас собрать слово из букв.
Дети собирают слово.
- Какое у нас получилось слово?
Дети: Р-о-д-и-н-а
- Правильно. Что такое Родина? Это главное слово для любого человека на нашей планете, родиной мы зовём нашу страну – это … (Россия, и нашу малую родину - (РСО_АЛАНИЯ?
- Ребята, а давайте вспомним пословицы про Родину. (дети договаривают последние фразы или слова пословицы)
Нет в мире краше Родины (нашей).
Кто за Родину горой, тот защитник и (герой).
Если дружба велика, будет Родина (крепка).
Родину-мать учись (защищать).
Береги Землю любимую как (маму).
Где родился, там и (пригодился).
Одна у человека мать - одна и (Родина).
Человек без Родины, что соловей без (песни).
Рук. физ-ры: Спасибо за участие в мероприятии.
Список использованной литературы:
1. Жуковская Р. И. Родной край. Просвещение, 1990.
2. Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Управление ДОУ 2005. №1.
3. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций/ сборник для практических работников ДОУ»
4. Интернет-ресурсы
5. Мультфильмы