Светлана
Экологический проект «Видел я такой цветок»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Анализ ситуации.
2. Актуальность проблемы.
3. Цель и задачи.
4. Предполагаемые итоги реализации проекта.
5. Знакомство с педагогической литературой. Изучение положительного опыта.
6. Система работы с учащимися, родителями.
7. Планируемые результаты.
8. Критерии оценки ожидаемых результатов.
9. Список используемых источников.
10. Приложение.
1. Анализ ситуации
Публикация «Экологический проект „Видел я такой цветок“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Проекты, планы, тематические недели
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает и поэтому познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Особенно интересен детям дошкольного возраста красочный и загадочный мир природы. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка и очень важно прививать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней в раннем детстве. Ведь став взрослым, мы часто вспоминаем детство. Многое, конечно, забывается, но то, что связано с природой, навсегда остаётся в памяти.
2. Актуальность проблемы.
Первые шаги в формировании экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на её основе материальные богатства или духовные ценности. Это также отношение к себе, как к части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. В практике нашего детского сада такое взаимодействие осуществляется через организацию экологических взросло-детских проектов. Данные проекты организуются с детьми младшего и среднего возраста. Темы многих проектов реализуемых в группах данного возраста, сочетаются с темами недели, предусмотренными программой и затрагивают вопросы экологического воспитания.
Метод проектов - как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, даёт возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнёрского взаимодействия. При этом сохранять для детей форму занимательной, увлекательной игры. Включение игровых элементов в проектную деятельность детей позволяет сформировать у дошкольников представление об окружающем мире, становиться эффективным средством экологического воспитания. Оптимальной формой использования игры в процессе ознакомления с природой – это игровые проблемные ситуации, которые создаются педагогом для решения конкретных экологических задач в процессе проектной деятельности. Хочется поделиться опытом организации экологического взросло-детского проекта с детьми средней группы на тему: «Видел я такой цветок».
Весной на участке детского сада распускаются множество одуванчиков. Эти яркие цветы привлекли внимание детей. Прозвучал детский вопрос: Что это за цветок? Именно этот вопрос послужил сигналом к организации проекта. Мною были поставлены цели и определены задачи, а также предполагаемые итоги реализации проекта.
3. Цель и задачи:
Цель: продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Дать начальное представление о приспособленности растений к среде обитания, о том, что растения – живые существа.
Задачи:
-закрепить знания о растениях.
- познакомить детей с травянистым растением – одуванчик.
-расширить знания детей о правилах поведения в природе.
-довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил в природе.
-воспитывать у детей бережное отношение к растениям.
4. Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Знание детей о первых весенних цветах.
2. Навыки поведения в природе.
3. Коллективная работа «Золотой луг».
4. Стенгазета «Видел я такой цветок».
5.Знакомство с литературой. Изучение положительного опыта.
На следующем этапе, мы вместе с детьми стали думать: как мы можем узнать, что же это за цветок. Для этого мы обратились за помощью к различным источникам информации – литературе, родителям. Вместе с родителями дети искали и приносили в группу различные книги, иллюстрации, предметы, имеющие хоть какое-то отношение к одуванчикам. Так у нас было собранно много информации об одуванчиках. Следующим этапом было проведение цикла наблюдений за одуванчиками. Из наблюдений дети сделали вывод, что одуванчики в солнечную погоду распускаются и растут, а в дождливую и пасмурную они закрываются. Таким образом, было установлено, по каким причинам не раскрываются одуванчики: когда им холодно, когда дождь, когда солнца мало.
Все наблюдения сопровождались чтением стихотворений, которые дети выучили вместе с родителями дома: Е. Серова «Носит одуванчик…», В. Кремиль «Одуванчик», Л. Аграчева «Одуванчик», отгадыванием загадок по теме.
После прочтения рассказа А. А Плешакова «Из жизни одуванчика» дети изобразили клумбы с одуванчиками.
6. Система работы с детьми и родителями.
Мною были подобраны и организованы разнообразные игры: дидактические «Чудесный мешочек», «Найди такой же цветок»; сюжетно-ролевые «Цветочный магазин»; настольно-печатные игры (пазлы, кубики); словесные игры «Назови, что покажу», «Вершки, корешки»
Совместно с родителями была организована фотовыставка «Одуванчики», где были собраны фотографии одуванчиков в разные периоды жизни. Рассматривая фотографии, дети давали каждой фотографии комментарии: «Здесь одуванчик жёлтый, он уже распустился, и поднял свою головку к солнышку», «А на этой фотографии одуванчик спит, потому что ему холодно», «Сейчас подует ветерок, и одуванчик разлетится».
Вместе с родителями дети изготовили из цветной бумаги одуванчики. Каждый ребёнок мог подержать такой цветок в руках, внимательно рассмотреть его части, определить, где цветок, где стебель, а где лепесток. Когда мы собрали все цветы вместе, у нас получился очень красивый букет, которым мы украсили группу.
7. Планируемые результаты.
Главный смысл использования такого рода игрушек – это сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Искусственный цветок, конечно, не может заменить растение, но он в такой же степени является содержательным элементов обучения. С помощью этой игрушки-аналога дети хорошо запомнили правила поведения в природе «Не рвите цветы, пусть красивые растения останутся в природе». Для родителей была проведена консультация на тему: «Ребёнок – друг и защитник природы». Итогом проекта стали: коллективная работа по рисованию «Золотой луг» и стенгазета «Видел я такой цветок». Данный проект надолго остался в памяти детей и родителей. Дети узнали не только название цветка, но и познакомились с его особенностями.
8. Критерии оценки ожидаемых результатов.
Метод проектов очень актуален и эффективен в экологическом воспитании дошкольников. Сочетание различных вводов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом - проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающий мир природы гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе экологического проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребёнка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребёнка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему.
9. Список используемых источников.
Литература: Е. Серова «Носит одуванчик…», В. Кремиль «Одуванчик», Л. Аграчёва «Одуванчик», А. А Плешаков «Из жизни одуванчика».
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Найди такой же цветок».
Сюжетно-ролевая: «Цветочный магазин»
Настольно-печатные игры: Пазлы, кубики
Словесные игры: «Назови, что покажу», «Вершки, корешки».