Ольга Суродеева
Весёлая физкультура в квартире.
▼ Скачать + Заказать документы
ВЕСЁЛАЯ ФИЗКУЛЬТУРА В КВАРТИРЕ.
Выполнила :Суродеева Ольга Геннадьевна.
Цель: создание условий для двигательной активности детей
Задачи:
2. Повысить двигательную активность детей через проведение подвижных игр в квартире.
3. Поддерживать интерес детей к занятиям физическими упражнениями и спортом.
Актуальность.
Публикация «Весёлая физкультура в квартире,» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2015
Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья. Именно в этом возрасте закладываются основы физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Проблема повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста, особо остро обозначившаяся в последнее время в связи с ухудшающимся здоровьем детей. Если 10 лет назад мы говорили о здоровом поколении, то сегодня мы можем только мечтать о целостно здоровом ребенке. Забота о здоровье детей складывается из создания условий, способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем, а также мер, направленных на оптимизацию двигательной активности детей и совершенствование их функциональных возможностей. В настоящее время все чаще дети стали проводить свободное время около телевизора или компьютера. Поэтому наблюдается снижение двигательной активности у детей, что отрицательно влияет на здоровье. Для того, чтобы мотивировать детей заниматься физическими упражнениями, спортом, необходимо научить их заниматься спортом.
В каждом маленьком ребенке,
И в мальчишке, и в девчонке,
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило.
Должен он скакать и прыгать,
Всё хватать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвётся неизвестно от чего.
Физкультурно-оздоровительный досуг детей в семье чрезвычайно разнообразен. Он может быть связан с подготовкой и проведением каких-либо семейных торжеств, плановых и неожиданных событий (победа в соревнованиях, проводимых в детском саду, выпуск из детского сада и др.)- Кроме того, потребность в общении и совместных занятиях возникают ежедневно в вечерние часы, когда вся семья собирается после работы, а также в выходные дни. В хорошую погоду организовать семейный отдых лучше всего на открытом воздухе. А если на улице ненастье, возникает целый ряд проблем, связанных, прежде всего, со сложностью разрешения противоречия между высокой естественной потребностью детей в активной двигательной деятельности и площадью современных квартир. В этом случае ро-дители часто отдают предпочтение организации спокойных занятий (по рисованию, лепке, просмотру мультфильмов и телепередач, чтению, настольно-печатным играм).
«Первые 10 лет жизненного воспитания должны быть преимущественно физическими» Известным физиологом и педиатром И. А. Аршавским сформулировано «энергетическое правило двигательной активности», согласно которому характер деятельности скелетных мышц определяет развитие физиологических систем. У растущего организма восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением. Поэтому в результате движений происходит не трата, а приобретение массы тела, что обеспечивает рост. Нередко от взрослых можно слышать окрики в адрес детей: «Не бегай!», «Сядь!», «Не лезь!». Родители часто больше внимания уделяют эстетике помещения, загромождают его дорогостоящей мебелью, и ребенку нет места с его неуемной энергией. Безусловно, не каждый решится отодвинуть импортную стенку и поставить перекладину, тем более разместить целый спортивный комплекс. Однако крепкое здоровье и хорошее настроение детей — достойная награда за такую жертву.
Известный специалист в области физического воспитания детей и подростков В. С. Скрипалев предложил оригинальную конструкцию спортивного комплекса для обычной квартиры. В книге «Наш семейный стадион» (1986) автор убедительно доказывает преимущества физических упражнений, выполняемых на спортивном комплексе, перед обычным бегом и даже подвижными играми. По мнению Владимира Степановича: «Самое простое — повторить то, что нам подсказала природа: вернуть ребенку дерево, некогда развившее его прародителей.» В спортуголке Скрипалева В. С. снаряды расположены таким образом, чтобы получилось гимнастическое дерево. С одного снаряда можно перелезть на два соседних. Предложенная конструкция, расположенная всего на трех квадратных метрах, состоит из 11 снарядов, на которых можно выполнить, по утверждению автора, более 5000 упражнений-перелазов! (автором разработан и сокращенный вариант на 1 кв. м для тех, у кого жилье поменьше).
Перечислим семь движений, являющихся базовыми для новых комбинаций и вариантов:
• вис (на перекладине, кольцах и трапеции,
• прыжок, вращения (поясной лопинг,
• качание (на съемной груше-качалке, обычных качелях и вертикальных лианах-качелях,
• катание (на комнатной горке,
• равновесие (на наклонной треугольной лесенке)
• лазание (с использованием всех перечисленных выше сна-рядов). Под всеми снарядами натягивается батут, который страхует и обеспечивает амортизацию при соскоке.
Для того чтобы «стадион в квартире» использовался ежедневно и имел популярность у всех членов семьи, занятиям на нем можно придать сюжетно-образный характер. Известно, что малышей наиболее привлекает выполнение развлекательных упражнений в соответствии с принятой ролью. Они с удовольствием имитируют повадки кошки, белочки, обезьянки, перелезающей с ветки на ветку. Включаясь в сюжет, предложенный родителями или навеянный сказкой, мультфильмом, дети 3-4 лет охотно откликаются на предложение «собачки» залезть на верхушку снаряда — «дерева», сделать запас орешков и грибков, достать бананы с верхней ветки и т. п. Снаряды украшаются и разнообразятся атрибутами, изготовленными старшими братьями или сестрами. Это поддерживает интерес младших дошкольников к гимнастическим упражнениям и сплачивает всех членов семьи. «Спортивный стадион» для детей 5-8 лет можно трансформировать в парусный корабль и отправиться на нем в кругосветное путешествие, полное приключений и неожиданностей. Немного фантазии — и комплекс превратится в джунгли, а дети — в красно-кожих и бледнолицых. Эти и многие другие сюжеты эмоционально привлекательны для детей, и они, не зная устали, будут с пользой проводить время на снарядах, незаметно овладевая все новыми и новыми движениями, развивая свое воображение, творчество, самостоятельность и инициативу. Другим, не менее ценным приемом поддержания интереса к процессу, а главное — результатам двигательной деятельности детей, является ведение дневниковых записей о спортивных достижениях и личных рекордах. Именно такой опыт был освоен и рекомендован Б. П. Никитиным, а вслед за ним и многими семьями, в которых с уважением относятся к физкультуре, спорту, сохранению семейных традиций. Методика ведения дневниковых записей может быть различной. Некоторые, очень загруженные семьи могут ограничиться короткими записями в специально купленном семейном или детском альбоме, в котором уже есть специальные разделы (показания роста, массы, сроки овладения ходьбой, прыжками, плаванием, катанием на велосипеде и т. п.).Дети могут принять самое непосредственное участие в красочном оформлении его страниц, помещая туда свои зарисовки, наклейки, делая простейшие записи. Каждый месяц (неделю, сезон) всей семьей подводятся результаты «Чему мы научились». Каждый член семьи демонстрирует свои возможности (в подтягивании, лазании по канату, шесту, в выполнении разных акробатических номеров и др.).В дневник (журнал) можно заносить данные антропометрических измерений по годам (полугодиям, фиксировать показатели прыжков в длину, высоту, метаний на дальность, скорость бега на 10, 20 и 30 м, сроки и особенности овладения спортивными видами физических упражнений (лыжами, плаванием, велосипедом, роликовыми коньками, элементами спортивных игр (футбола, ручного мяча, баскетбола, тенниса, бадминтона).Такие записи, которые ведутся долгие годы, превращаются в своеобразную семейную летопись, архив, передаваемый из поколения в поколение от детей к внукам и правнукам. Ребенок, воспитывающийся в такой семье, вырастает на добрых традициях, которые он уже несет своим детям. Это и является залогом семейного здоровья и благополучия.
Не каждый сможет дома разместить спортивный комплекс. Но весёлой физкультурой можно заниматься, не имея под рукой тренажеров. Знакомьтесь с зарядкой, которую можно сделать в паре с мамой, папой, братом, сестрой и даже с бабушкой и дедушкой:
Зарядка
ПОТЯНУЛИСЬ
Исходное положение: стоя лицом друг другу на очень близком расстоянии, держимся за руки, ноги вместе. Подняться на носки, руки через стороны вверх – немного «потянуть» ребёнка. От пола ноги не отрывать.
ПОСМОТРИ В ОКОШКО
Исходное положение: стоя спиной друг другу на расстоянии шага, руки на поясе, ноги шире плеч. Наклониться вниз – увидеть лицо партнера. Ноги в коленях не сгибать.
ХОДУЛИ
Исходное положение: поставить ребёнка на свои ноги, развернув его спиной к себе, удерживать за руки. Прогуливаться по комнате, не спуская ребенка со своих ног. Поменяйте исходное положение – разверните ребёнка лицом к себе, походите в разных направлениях и разным способом: приставным шагом… экспериментируйте!
КАЧЕЛИ
Исходное положение: стоя лицом друг к другу на расстоянии шага, ноги вместе, держимся за руки. Поочередное приседание. Выполняем дружно (ждем пока партнер не встанет) и весело!
КАРУСЕЛЬ
Исходное положение: ребёнка развернуть спиной к себе. Приподнять ребёнка, обхватив его – покружить влево и вправо. Не переусердствуйте! Может закружиться голова. После упражнения подстрахуйте своего дитя.
ТЯНИ – ТОЛКАЙ
Исходное положение: сидя на полу спиной друг к другу. Ребёнок выполняет наклон вперед, взрослый наклон назад, укладываясь ему на спину. Дружно потолкались. Ноги в коленях желательно не сгибать.
ЛОДКА
Исходное положение: сидя на полу лицом друг другу, прямые ноги шире плеч, руки сомкнуты. Наклоны вперед и назад (гребем веслами). Ноги в коленях не сгибать, выполнять упражнение плавно без рывков.
ДОМИК
Исходное положение: лёжа на спине, соприкасаясь головами, держась за руки. Поднять прямые ноги вверх, коснуться носками ног партнера.
БРЁВНЫШКО
Исходное положение: лёжа на животе лицом друг к другу, взявшись за руки. Не размыкая рук, прокатываться вправо – влево. Делать упражнение одновременно.
ТАЧКА
Исходное положение: ребёнок лежит на животе с упором на ладони. Взрослый берет ребёнка за щиколотки, ребёнок приподнимается на руках и идет вперед, взрослый удерживает … После окончания упражнения ребёнка аккуратно опустить на пол.
ОТЖИМАЕМСЯ
Исходное положение: взрослый стоит на четвереньках, а ребёнок укладывается коленями на спину взрослому и упирается прямыми руками в пол. И весело отжимается.