Ирина Александровна Голубева
Виртуальная экскурсия
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это период интенсивного развития ребенка. От природы ребёнку дано много. Речь – это чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем. В период от рождения до 7 лет у детей закладываются основы для дальнейшей жизни, которые они будут использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит речевого общения, который будет мешать ему, развиваться в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Да, проблема развития речи у детей особенно актуальна в настоящее время, современные дети мало посещают библиотеки, музеи, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткие фразы или общение по телефону. Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена еще и рядом негативных факторов:
Публикация «Виртуальная экскурсия» размещена в разделах
- ухудшение состояния здоровья детей
- существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей
- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе
- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком.
Поэтому, я считаю, что речевое развитие было и остается главной задачей в деятельности педагогов ДОУ.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Здесь необходимо вести целенаправленную, последовательную педагогическую работу, предполагающую использование арсенала специальных методов и собственных речевых упражнений ребенка. В своей работе я уделяю большое внимание, развитию речи дошкольника, используя различные формы, методы, приемы и средства речевого развития детей, но хотелось найти новую форму развития речи, которая будет интересна и дошкольникам и педагогам. И я нашла, это экскурсия. Конечно, я бы не назвала экскурсию новым методом работы в дошкольном учреждении. Они были всегда, но о них не заслуженно забыли! А ведь это очень интересная, увлекательная и познавательная работа, которая нравится не только детям, но и воспитателям.
Экскурсия (от латинского слова exсursion) это коллективное или индивидуальное посещение чего-либо, прогулка с образовательной, научной или иной целью.
Сегодня экскурсия-это методически продуманный показ достопримечательностей, памятников культуры и искусства, в которых лежит находящееся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях связанных с ними. Таким образом, именно экскурсия является одним из видов развития речи дошкольников и одним из видов организованного наблюдения. Заботясь о полноте и прочности знаний, получаемых на экскурсии, педагог должен также развивать в детях умение правильно и чётко рассказать о том, что они видели и узнали. Поэтому и во время экскурсий, и при дальнейшей работе над материалами, собранными на экскурсии, следует уделять большое внимание тому, чтобы дети хорошо усвоили названия предметов и явлений, с которыми они познакомились. Сегодня экскурсия является важнейшим эффективным методом развития речи наших детей, так как эффективно решаются следующие задачи: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
В настоящее время система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению дошкольников, а современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего воспитательно - образовательного процесса. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения и способы, средства, методы, формы обучения и воспитания детей. Нужны новые формы работы, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта. Всё шире проявляется роль информационных технологий в системе дошкольного образования. Процесс информатизации в ДОУ обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества.
В связи с внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий - виртуальные, интерактивные экскурсии. Такие экскурсии имеют ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями : не покидая здания детского сада, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны, полюбоваться красотой природы своего края и разных уголков нашей родины.
Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Цель виртуальных экскурсий - это уточнении и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей, развитие связной речи и любознательности.
Преимуществами данной экскурсии являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.
Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства.
В активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий используется поисковый метод, где дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с группой обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления детей; намечает творческие задания для них: нарисовать увиденное, подготовить рассказ, составить альбомы. В ходе работы идет привлечение родителей к сбору и оформлению коллекций фотографий, видеоматериалов, снятых ими во время прогулок в парке, в лесу, для дальнейшей переработки и создания электронных пособий, слайдов для детей.
Таким образом, использование виртуальных экскурсий делает воспитательно – образовательный процесс в детском саду более интересным, качественным, результативным, самое главное развивается диалогическая, монологическая и связная речь. Можно с уверенностью сказать, что после виртуальных экскурсий повысился уровень развития речи у детей, значительно возрос интерес к родному языку
Литература
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Полат Е. С. Новые педагогические технологии. - М., 2000г.
Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании. - М., Школа-Пресс, 1994.
3.
Горвиц Ю. М., Чайнова Л. Д., Поддьяков Н. Н., Зворыгина Е. В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М. : ЛИНКА-ПPЕСС, 1998г.
4.
Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., №5 - с. 92-95.
5.
Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. № 753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования в России».