Кристина Быкова
Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение знаний воспитателей о дидактических играх и их пользе.
Использование дидактических игр, как средства развития интеллектуальных умений у детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Многие педагоги прошлого такие как: М. Монтессори, А. И. Сорокина, Е. И. Тихеева, Ф. Фребель в своей деятельности широко использовали дидактические игры для обучения и воспитания детей.
Игра у детей дошкольного возраста выступает, как ведущая деятельность и занимает большую часть времени. Ученые В. И Истомин, В. И. Устименко, отмечали, что игра ценна для формирования психических процессов у дошкольников. Дети прибегают к игре и прекрасно себя чувствуют в ней. Как правило, такие дети играют в одиночку [1, с. 426].
Одним из основных средств обучения в дошкольном возрасте служат дидактические игры [5, с. 461]. Она является игровым методом, формой обучения, средством всестороннего воспитания личности детей 6-7 лет. Преимущество дидактических игр состоит в том, что дети с удовольствием подчиняются и действуют по правилам игры, учатся контролировать себя. Поведение у детей становится осмысленным и осознанным.
Дидактическая игра имеет две цели:
первая цель обучающая - преследует взрослый;
вторая цель игровая - действие ребенка.
Важно, что эти две цели дополняют друг друга и обеспечивают усвоение программного материала, который становится условием достижения игровой цели.
Задачей дидактических игр заключается в том, чтобы помочь ребенку включиться в учебно-воспитательный процесс за счет коррекции недостаточно сформированных интеллектуальных навыков. В процессе игры ребенок тренирует память, запоминает информацию [6, с. 47]. Дети пассивны, неэмоциональны, не проявляют активного желания при действии с игрушками и предметами. Взрослому постоянно нужно поддерживать положительный интерес к предлагаемой деятельности.
Формирование интеллектуальных умений у детей 6-7 лет связано с умением принимать поставленную задачу, суметь выслушать задание до конца, стремиться запомнить информации в процессе воспроизведения. Современные ученые: Л. А. Венгер, И. В. Дубровина, Е. Е. Кравцова, У. В. Ульенкова, подчеркивали, что игра помогает ребенку развивать познавательные способности, является генератором процессом психолого-педагогической коррекции и служит эффективным средством преодолением трудности [6, с. 143]. Таким образом, дидактическая игра должна сделать процесс обучения эмоциональным, действенным и позволить детям получить собственный опыт.
Так же дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. В процессе игры дети применяют имеющиеся знания, активизируют разнообразные умственные процессы.
Игры оказывают влияние на формирование целостного восприятия.
Существуют два этапа развития целостного восприятия в игре:
Первый этап: узнавание;
Второй этап: создание полноценного образа предмета, учитывающего все свойства (форму, цвет, величину, наличие и соотношение частей).
Для того, чтобы психическое развитие ребенка проходило полноценно, необходимо закрепить полученные образы восприятия, формировать на их основе представления. Для этого нужно заставлять ребенка вспоминать через некоторое время предмет, его свойство, название, признак, качество, действие. Одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение доступного для детей объема знаний, умений и установление контакта со взрослыми является внимание. Поэтому с самого начала необходимо проводить игры и упражнения, способствующие формированию внимания [2, с. 94].
На начальном этапе обучению у детей, внимание непроизвольное и кратковременное. На одном предмете дети сосредотачивают, свое внимание не более двух минут. Это не значит, что ребенок не может дольше сидеть, смотреть на взрослого и слушать его. Может, только при этом он плохо усваивает материал. Для того, чтобы ребенок занимался более продуктивно, необходимо развивать его внимание, и по мере развития, оно становится более длительным.
Формируя у детей 6-7 лет целостное восприятие предметов, их свойств и отношений, мы одновременно формируем и представления о них. Основой первых форм для развития восприятия (в частности, выбора по образцу) оказывается обобщение. Переход от восприятия к обобщению тесно связан с выбором по образцу. Дети, выделив какое-либо свойство в одном предмете, должен выделить его и в другом, а затем объединить оба предмета по данному признаку. Если же к данному образу подбирается не один, а несколько сходных с ним объектов, то это уже не выбор по образцу, а группировка, то есть обобщение [3, с. 65].
Таким образом, дидактические игры являются незаменимым средством обучения детей 6-7 лет для преодоления различных затруднений в умственной деятельности. Дидактические игры имеют возможности воздействия воспитательного характера на детей. В процессе игры происходит у детей формирование восприятия, мышления, памяти, речи. А все эти психические процессы являются фундаментов, без которого нельзя говорить о развитии интеллектуальных умений у детей. При помощи дидактических игр развиваются необходимые для детей мыслительных операций, уровень развития которых оказывает большое значение в дальнейшем процессе школьного обучения для последующего развития личности детей 6-7 лет с.
Игра является основным видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра предоставляет детям возможность для общения, а также включает в воспитательно-учебную деятельность. Для детей 6-7 лет, игра выполняет роль развития познавательного интереса, процесса воспитания и обучения. Для детей данной категории характерны нарушения в познавательной деятельности, снижение внимания и памяти, они испытывают трудности в планировании заданной психической операции. Снижение познавательной активности у детей 6-7 лет одна из причин трудностей обучения [7, с. 71]. Для коррекционно-воспитательной работы с детьми применяются дидактические игры.
Дидактическая игра предоставляет собой сложное педагогическое явление:
игровой метод обучения для детей;
формой обучения;
самостоятельной игровой деятельностью детей;
средством восприятия личности ребёнка.
Дидактические игры различаются: по обучающему содержанию (по сенсорному восприятию, словесные, по ознакомлению с природой); познавательной деятельности детей; игровым действиям и правилам; организации и взаимоотношениям детей; по роли педагога.
Дидактическая игра имеете определенную составляющую структуру:
дидактическая задача;
игровая задача;
игровые действия;
правила игры;
результат или подведение итогов игры.
Так как дидактическая игра служит средством обучения, то она проводиться, как индивидуально, так и в группах и используется при любом программном материале. Ребенок в дидактической игре получает возможность самостоятельно действовать с определенными предметами и ситуации, приобретая при этом определенный собственный опыт, это особенно важно для детей, у которых опыт действия с предметами обделен и не значительно зафиксирован, и обобщен [7, с. 87].
Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире и понимании действий для детей необходимо многократное повторение. Дидактические игры обеспечивают нужное количество повторений при использовании разнообразного материала и сохраняют эмоционально положительное отношение к заданию [4, с. 48].
Таким образом, дидактическая роль в воспитательно-обучающем процессе должна обеспечить положительный, эмоциональный и действенный настрой, который позволит ребенку получить собственный опыт.
Умелое педагогическое руководство способствует успешному проведению игры. Педагог должен вызвать у ребенка эмоциональное настроение и положительно настроить ребенка на игру. Ведь для детей эмоциональная сторона организации игры является важным условием [5, с. 247]. Благодаря доброжелательному отношению и эмоциональному настроению появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать совместно и добиваться успеха в игре.
Важным условием результативного использования дидактических игр при работе с детьми 6-7 лет в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Нужно учитывать дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий [5, с. 263].
Таким образом, при систематическом использовании и правильном подборе дидактических игр, а также учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей у них повышается уровень развития интеллектуальных умений. Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что дети 6-7 лет при использовании дидактических игр легче и продуктивнее применяют собственный опыт в новых ситуациях, формируют уверенность и самостоятельность в себе, развивают внимание.