Альбина Ермолаева
Валеологическое воспитание детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Валеологическое воспитание детей раннего возраста.
Забота о здоровье детей — это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Сухомлинский В. А.
Публикация «Валеологическое воспитание детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Младшая группа
- Осанка. Конспекты занятий
- Темочки
Главным и приоритетным направлением в развитии ребенка является охрана его жизни и укрепление здоровья. Валеологическое направление процесса обучения и воспитания дошкольников помогает формировать и осмысленно относиться к здоровью как важной жизненной ценности.
Для того чтобы у детей и их родителей выработать валеологическое мышление, направленное на укрепление и сохранения здоровья, педагогу необходимо владеть современными знаниями о культуре здоровья.
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка — это основа формирования личности. Всем нам известно, что здоровье на прямую зависит от образа жизни человека и среды, в которой он обитает. Большую часть своей жизни дошкольник находиться в детском саду и, поэтому, очень важно беречь и сохранять здоровье детей на этом этапе развития.
С раннего возраста, когда жизненные установки детей ещё недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
"Валеология" включает в себя все стороны работы с детьми по формированию взглядов на здоровый образ жизни.
Валеология — это наука о воспитании привычки к здоровому образу жизни!
Слово «Валеология» происходит от латинских слов «вале», что означает «быть здоровым» и «логос» — «наука». Таким образом, валеология — наука о здоровье. Валеология, как наука возникла не так давно. В 1982 году русский ученый Израиль Ицкович Брехман научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей.
Какие же существуют факторы, которые могут помочь ребенку сохранить и укрепить здоровья?
1. Соблюдение режима дня;
2. Рациональное питание и режим питания;
3. Пребывание на воздухе;
4. Закаливающие процедуры;
5. Двигательная активность;
6. Соблюдение санитарно — гигиенических норм и правил;
7. Психологическая безопасность детей в детском саду.
Главной целью для педагога работающему в валеологическом направлении является обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укреплению здоровья и привитие навыком здорового образа жизни.
Из поставленной цели могут вытекать такие задачи, как:
1. Формировать у детей культурно – гигиенические навыки.
2. Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
3. Дать детям элементарные сведения о своем организме.
4. Помочь формировать у детей интерес к физической культуре и потребности в здоровом образе жизни.
5. Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.
Так как у детей в раннем возрасте развит наглядно — действенный и наглядно — образный характер мышления, материал образовательной деятельности должен строиться на методах формирования новых знаний и способов деятельности детей.
Какие методы можно использовать при работе с детьми раннего возраста при валеологическом воспитании детей?
• словесные (беседы, чтение сказок и рассказов о здоровом образе жизни,
• наглядные (рассматривание тематических иллюстраций, картин, плакатов,
• практические (дидактические упражнения, сюжетно – ролевые игры, просмотры видеоматериалов о здоровом образе жизни.
Какие мероприятия необходимо проводить в ДОУ для
укрепления здоровья детей?
Соблюдение личной гигиены.
Рациональное питание.
Закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны, босохождение, контрастные ванны для ног, соблюдение температурного и водного режима, проветривание помещений, прогулка, дыхательная гимнастика и др.
Соблюдение режима дня.
Профилактика простудных заболеваний.
Создание условий для двигательной активности.
Утренняя гимнастика, физкультурные занятия.
Оптимальное сочетание занятий и отдыха.
Для полноценного развития детей в вопросах валеологии создание предметно-пространственной среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которая предлагается им через организацию валеологических зон, уголков или центров.
В уголке должна быть наглядная информация о спорте: сюжетные картинки в соответствии с возрастом детей. Так же располагаться спортивно-игровой инвентарь: корзина для метания предметов, разноцветные ленты, мячи простые и массажные, комплект разноцветных кеглей и шаров, скакалки, флажки, платочки. Для организации подвижных игр в уголке можно разместить маски, полумаски и шапочки различных сказочных героев. Для развития дыхания и увеличения объема легких можно использовать султанчики и вертушки, мыльные пузыри, воздушные шары.
Также в валеологическом уголке должна находиться информация по уходу за зубами: алгоритмы чистки зубов, полезная пища для зубов. Тематические словари: «гигиена ребенка», «мое тело», «полезное - вредное» и тд. Картотеки валеологических игр.
Для того чтобы валеологическая программа смогла дать положительные результаты необходимо все её задачи решать в тесной взаимосвязи с родителями воспитанников, при этом решая такие задачи, как:
Установление доверительно контакта с родителями;
Повышение педагогической культуры родителей в вопросах оздоровления детей;
Пропаганда здорового образа жизни;
Изучение, внедрение, распространение передового опыта семейного воспитания.
Для решения этих задач, можно использовать такие формы с родителями, как:
Родительские собрания;
Дни открытых дверей;
Проведение совместных мероприятий: - спортивных олимпиад, физкультурных досугов, праздников, дней здоровья;
Проведение консультаций врача, психолога, логопеда, инструктора по физкультуре.
Таким образом, все организованные мероприятия позволяют выработать у ребенка бережное, заботливое отношение к своему организму, привить необходимые культурно - гигиенические навыки, приспособить ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды, Такая приспособленность проявляется в устойчивости к экстремальным условиям, невосприимчивости организма ребенка к различным болезнетворным факторам - словом учит вести здоровый образ жизни с детства.
Закончить нашу сегодняшнюю встречу хочется словами доктора Комаровского: «Только здоровый ребенок может быть счастливым».
Литература:
Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (от 3 до 7 лет). Н. О. Сизова. : СПб. : Паритет, 2008.
Оздоровительные игры. Младшая группа. / авт. – сост. С. Е Голомидова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)/ авт. – сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград: учитель, 2011.
Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы/авт. – сост. Т. Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2011.