Жанна Сухина
В помощь воспитателям. Цикл наблюдений за божьей коровкой
1. Знакомство с жучком.
Божья коровка – это маленький, круглый жучок. Он часто встречается на листьях кустарников, травянистых растений, которые растут на участке детского сада. Его легко узнать и заметить: чаще всего жучок красного цвета /бывают коричневый, желтый, оранжевый/. На спинке белые или черные точки.
2. Что ест жучок?
Публикация «В помощь воспитателям, Цикл наблюдений за божьей коровкой» размещена в разделах
- Божья коровка. Все о божьих коровках для детей
- Божья коровка. Прогулки, наблюдения
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Прогулка. Наблюдения за насекомыми
- Темочки
Божья коровка питается тлей – крохотными черными букашками, которые в большом количестве бывают на растениях. Поедая тлю, божья коровка спасает растения. /Детям предлагают поискать на участке божьих коровок и растения с тлей. Наблюдения можно провести двумя способами: в естественных условиях возле таких растений или поместить растение с тлей и божьей коровкой в банку. /
3. Что есть у божьей коровки?
Жучок покрыт плотными гладкими крыльями, под которыми прячутся прозрачные крылышки. Есть маленькая голова, на ней глаза, усики, рот. У жучка шесть маленьких тонких лапок. /Рассматривать жучка можно, посадив его в банку/.
4. Как божья коровка передвигается?
Жучок может ползать по листьям, деревьям, земле и разным предметам. Ползает, быстро перебирая всеми лапками. Жучок может летать по воздуху. Для этого он раскрывает твердые надкрылья, расправляет крылышки и летит /это наблюдение можно проверить вместе с детьми, или дать задание для самостоятельного наблюдения, а потом выслушать их рассказ/.
5. Как божья коровка защищается от врагов?
Предложить детям несколько проблемных ситуаций: 1) наблюдать, легко ли обнаружить жучка на листьях и других местах; 2) посмотреть, что оставляет божья коровка на руке, если препятствуют её передвижению, /например, закрывают в ладони/? 3)подумать, почему жучок оставляет на руке желтое пятно неприятно пахнущей жидкости? Зачем ему такая яркая /красная/ окраска.
Этот цикл наблюдений целесообразно провести с детьми 5-7 лет. С детьми 3-4 лет наблюдения можно упростить – познакомить их с жучком и тем, как он ползает, летает, где встречается.