Дмитриева Надежда
В помощь родителям «Девять заповедей семейного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Девять заповедей семейного воспитания
1. Принимайте ребёнка таким, каков он есть.
Природа создает детей очень прихотливо и сложно, перемешивая в наследственном генном наборе ребенка качества и свойства многих десятков и сотен его предков, а не только прямых родителей. Поэтому в одной и той же семье могут родиться и красивые, здоровые, умные дети, и дети, прямо противоположны первым. Только деятельная любовь родителей поможет одним сохранить и развить свою красоту, ум и здоровье, а другим – скорректировать свои природные недостатки и превратить их в достоинства.
2. Никогда не приказывайте из прихоти.
Темочки:
Непрестанно вмешиваться в жизнь ребёнка опасно. Изводить малыша по пустякам – значит оглупить его: вскоре он не сможет отличать мелочь от серьезного проступка. Но нельзя и игнорировать проступки, ибо ребёнок не сможет выработать у себя понимание их негативных последствий. Ребёнку полезно испытать горечь ошибок и чувство вины за проступок, чтобы научится, отличать первое от второго и впоследствии не боятся ошибок, и избегать проступков.
3. Не принимайте решения в одиночку.
Принимать решения можно лишь при достижении между родителями единогласия. Отец и мать в равной степени обладают правом вето. Когда дети достигнут школьного возраста, следует, и их включат в обсуждения семейных дел. Постепенно они должны получить право не только совещательного, но и решающего голоса в семейном совете.
4. Собственное поведение родителей – главный фактор в воспитании детей.
Особенно вредны шумные и бурные скандалы в семье: от них дети страдают даже больше, чем взрослые. Личный пример – лучший способ объяснения. Трудно запретить, взрослеющему ребенку не курить, если отец курить. Нельзя добиться аккуратности от девочки, если сама мама неопрятно и безвкусно одевается.
Вот что писал об этом Лев Толстой: «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей. … Если же поймешь, что воспитывать других мы можем толко через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остаё тся вопрос жизни: как жить самому? Если отец, мать одеваются, едят, спят умеренно и работают и учатся, то дети будут, то же делать… воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, т. е. самому двигаться, воспитываться; только, этим люди влияют на других, воспитывают их, и тем более на детей, с которыми они связаны».
5. Говорите обо всём без боязни и сохраняйте доверие к тому, кто задаёт каверзные вопросы и противоречит вам.
Разговаривайте с детьми, вызывайте их на обсуждение вашей работы, домашних дел, денег, предстоящего отпуска. Спорьте, но уважительно и сохраняя при этом доброе отношение к детям. Радуйтесь тому, что у них возникают собственные взгляды, свои убеждения, пусть они будут отличными от ваших, лишь бы они были разумными. Умейте признавать свою неправоту. Семья – первый опыт приобщения ребенка к социальной жизни.
6. Не допускайте излишеств в подарках детям.
Часто дети, соблазнившись рекламой, просто осаждают нас просьбами. В результате родители разучиваются им отказывать, хотя отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего.
Излишество в подарках приучает детей к иждивенчеству по отношению к обществу. Общество не делает подарков – их надо заработать.
На это обращал особое внимание и В. А. Сухомлинский. Он указал, что как толко ребенок открыл глаза, как только осознал себя, ему постоянно чего-то хочется. Потребности – двигатель человеческой жизни. Из потребностей вытекают желания. Но человек, не научившийся в детстве управлять своими желаниями, не переживший их нравственной оправданности и обоснованности, становится социально ненадежным, он вступает в конфликт с общественными требованиями. Нежелание учится, приходит к тем, кого в детстве бездумно кормили потребительским счастьем. А потом приходит ещё более страшное бедствие – нежелание трудиться.
Следует понять, что современный кризис, который переживает человечество, вызван тем, что люди не научились регулировать свои потребности, блокировать те из них, которые ведут к экологическому и нравственному кризису.
7. Объясняйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, всё делайте сообща.
Обязанности в семье необходимо распределить. Мать не должна быть слугой в доме. Важно приучить детей к чистоте в раннем детстве. Нужно установить определенные правила уборки и всей семьей чётко им следовать.
Режим дня должен быть целесообразным, разумным и в ваших глазах, и в глазах ребенка. Если вы требуете, чтобы дети в определенный час сходились к обеду, они должны понимать: такой порядок необходим, чтобы облегчить работу по приготовлению еды и уборки после обеда, а главное, чтобы всей семьёй собраться вместе, поделится своими мыслями к чувствам. Если вы требуете, чтобы дети не оставляли не доеденных кусков, то они должны понимать: это необходимо из уважения к труду родителей, на деньги которых покупаются продукты.
8. Держите дома двери открытыми.
Дети не должны чувствовать себя привязанными. Двери дома должны быть открытыми и для друзей. Необходимо доверять детям, но они должны научится свободе, ведь это совсем не просто. Надо помочь детям выработать чувство ответственности за свободный выбор поступков, товарищей. Если в семье добрые, уважительные отношения друг к другу, если родители не злоупотребляют запретами, а больше прибегают к деликатным советам и заинтересованным обсуждениям всех семейных и детских дел, то детям не понадобится ничего скрывать от родителей, и последние сумеют вовремя предостеречь их от необдуманных поступков.
9. Устраняйтесь в положенное время.
Конечно, грустно, когда дети покидают родное гнездо, но это необходимо для них. Не мешайте им в этом. Ведь одно из назначений семьи – выявить в каждом ребенке все лучшее, что в нем есть, развить это и отдать на общее благо. Отделившись от родителей в самостоятельную жизнь, дети начинают новый цикл жизни, для того чтобы она никогда не кончилась.