Получи документы

В помощь детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Нина Ровнягина
В помощь детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
▼ Скачать + Заказать документы

Психологи и логопеды

В настоящее время при изучении анамнеза детей психологи и логопеды всё чаще сталкиваются с таким диагнозом как ММД (Минимальная мозговая дисфункция). Сейчас принято пользоваться термином СДВГ.

Что же отличает таких детей от других:

1 категория проблем- симптомы невнимательности : легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачиваются, у них есть проблемы с организацией своей деятельности и соблюдением инструкций, они часто делают ошибки из-за своей невнимательности, задумчивы, мечтательны.

Публикация «В помощь детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» размещена в разделах

2 категория- симптомы гиперактивности : нетерпеливы, избыточно общительны, суетливы, не могут долго усидеть на месте.

3 категория- симтомы импульсивности: выкрикивают ответы до того, как педагог закончит озвучивать вопрос, перебивают, не в состоянии отложить получение удовольствие, если они чего-то хотят, то они должны получить это в тот момент, не поддаваясь на разнообразные уговоры

Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. Однако специалисты считают, что симптомы могут быть обусловлены комплексом факторов. Вот некоторые из них:

- СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на его генетическую природу

- Есть основания предполагать, что употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность могут также увеличивать также вероятность развития у детей СДВГ

-Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве.

Наряду с гиперактивностью в двигательной сфере у детей обычно обнаруживается нарушение координации движений, несформированность мелкой моторики и праксиса (способность осуществлять достаточно сложные целенаправленные движения и действия). У них возникают трудности при завязывании шнурков, использовании ножниц, освоении навыков рисования и письма. Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий было известно ещё во 2 половине 2 века до нашей эры в Китае.

Работами профессора Кольцовой М. М. доказано, что тренировка тонких дифференцированных движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Простые движения рук способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развивают речь ребёнка. Таким образом развитие мелкой моторики детей с СДВГ необходимо.

На всех видах непосредственно-образовательной деятельности педагогами и специалистами используются следующие игры и игровые упражнения:

«Дотронься до…»

Цель: развитие внимания, мышления, быстроты реакции

Описание: все дети ходят по комнате, а ведущий просит их дотронуться до:

-деревянного предмета

-круглого предмета

-жёлтого предмета

-куколки и т. д.

Рекомендации ведущему: у детей 3-4 лет эта игра способствует развитию мышления и внимания. Для более старших детей (и даже со взрослыми) можно ввести в игру элемент развития креативности, навыков принятия решения и др.

«Говори»

Цель: учить детей следовать групповым правилам

Описание: дети сидят в кругу. Взрослый говорит: «Я буду задавать вопросы, но отвечать на них можно будет только после того, как я дам команду «Говори!» Отвечать можно всем вместе. Но только после команды. Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года? Говори!», и т. д.

В эту игру можно научить играть родителей гиперактивных детей.

Пальчиковые игры : картотеки «Фигуры из пальцев», «Волшебная плетёнка», «Золушка» (разбери крупу, «Сложи из палочек»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость, развивать произвольное внимание, воображение, внимание.

«Сложи из палочек» - детям предлагается составить узор из счетных палочек (по образцу, по памяти, придумать узор самому).

«Волшебная плетенка» - дети кладут на стол пластмассовую решетку с прикреплёнными к ней широкими лентами, им предлагается аккуратно «переплести решётку» т. е. пропускать ленточки через ячейки решётки.

«Золушка» - перед детьми поставлена емкость с разными крупами, зёрнами, семечками, детям предлагается разобрать крупы по разным ёмкостям, можно усложнить игру, попросив ребёнка с помощью пинцета отобрать определенное количество крупинок (например, 5 горошин, 3 фасолинки, 10 арбузных семечка).

«Фигуры из пальцев» - дети сначала повторяют за взрослым стихотворение о предмете, животном или явлении природы, затем показывают его, складывая пальчики определённым образом (ориентируясь на иллюстрацию или показ взрослого).

• Подвижная игра «Кричалки, шепталки, молчалки»

Цель: развивать произвольность, самоконтроль, внимание, координацию.

Из сундучка извлекаем раскрашенные в синий, красный и жёлтый цвет изображения рук. Педагог : «Внимательно следите за изображением руки, которое я буду показывать. Если рука красного цвета- можно кричать, бегать, прыгать; жёлтого- шептать, а синего- нужно замереть и молчать».

• Игра «Не урони»

Цель: помочь детям снять излишнюю двигательную активность.

Сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать мяч соседу, при этом не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч соседям; можно передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Можно предложить детям играть с закрытыми глазами.

• Игра «Колпак мой треугольный»

Цель: помочь детям научиться концентрировать внимание, способствовать осознанию ребёнком своего тела, учить управлять движениями и контролировать своё поведение.

Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». В следующем кругу дети, кому выпадет говорить слово «колпак» заменяет его жестом (например, два лёгких хлопка по своей голове). В следующем кругу жестами заменяются уже два слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В последнем кругу дети всю фразу изображают жестами.

Примечание: если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, её можно сократить.

• Игра «Будь внимателен»

Цель: эта игра организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции, вызывает здоровое эмоциональное возбуждение.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку на начало каждого такта повторяются движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое объявляется запрещённым. Тот, кто повторяет запрещённое движение, выходит из игры.

Вместо движений ведущий может вслух называть цифры. Играющие повторяют за ним все цифры хором, кроме одной цифры, например «пять». Когда ведущий называет запрещённую цифру, дети должны просто хлопнуть в ладоши.

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета. Звуковая культура речи. Этап постановки звука (презентация)Предметно-развивающая среда логопедического кабинета. Звуковая культура речи. Этап постановки звука (презентация) Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представиться, меня зовут Рылова Анна Юрьевна, я работаю учителем - логопедом в детском саду.

Ссылки. Гиперактивные дети .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
В помощь детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Опубликовано: 20 декабря 2013 в 19:46
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «В помощь детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» (включая файлы) размещена пользователем Нина Ровнягина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД