Гульнара Алюкова
Консультация «В мире речевых и неречевых звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
"В мире речевых и неречевых звуков".
Все звуки, которые мы слышим, могут быть разделены на две основные категории: речевые и неречевые.
Речевые звуки — это звуки, которые используются для образования слов и представляют собой основу языка (все звуки, которые мы с вами произносим, даже изображая предметы или животных). Речевые звуки составляют звуковую структуру слов. Неречевые звуки — это звуки, которые не являются частью языка и не передают никакой смысловой информации (музыкальные, бытовые, звуки животных или птиц, звуки непохожие на речь человека).
В логопедической группе начинаем работу с различения неречевых звуков – это восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки, голосов животных, птиц и т. д. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребёнок мог догадаться о нём по ситуации, предмет этот предлагаем рассмотреть, если возможно, потрогать, взять в руки. Кроме того, выполняем упражнения с закрытыми глазами, анализируя шумы только на слух, без опоры на зрение. Например, в Игре «Волшебная коробка» спрятаны такие предметы, как колокольчик, бубен, ключи, чашка с ложкой, пакет, мятая бумага, деревянные палочки. Дети играют в парах. Один ребенок «звучит» предметом, другой – угадывает на слух с закрытыми глазами какой предмет «прозвучал».
Звуки могут издавать не только предметы, но и живые существа. Убедимся на примере, поиграем с ребятами в Игру «Кто как голос подаёт?». Необходимо включить аудиозаписи «Голоса животных». Дети прослушивают и говорят, что делала корова, ворона, кошка, собака, лошадь? Что делал ёжик, голубь, тигр? (мычала, каркала, мяукала, лаяла, ржала; фыркал, ворковал, рычал).