Марина Фёдорова
Консультация для воспитателей «В кругу семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
«Что ты делаешь дома?» - спрашиваем мы у детей. Ещё несколько лет назад ответы были относительно разнообразные: играть, вырезать, рисовать, лепить, слушать сказки. Сейчас большинство детей отвечают: «смотреть мультики». Всё больше и больше семей в состоянии купить планшеты, телефоны для детей и всё меньше и меньше родителей, в состоянии сидеть рядом с ребёнком, пока он рисует (восхищаться, хвалить, вешать рисунки на стенку) или читать ему книжки да ещё отвечать на вопросы. Смотреть же мультики ребёнок может сам. Вроде он при деле и доволен. А планшеты и телефоны становятся палочкой – выручалочкой для взрослых и привычным времяпровождением дошкольника дома. В ущерб физическому, а иногда и психическому здоровью и в конечном итоге – развитию его личности.
Публикация «Консультация для воспитателей „В кругу семьи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Что же смотрят дошкольники? Какие именно мультфильмы их настолько захватывают? В какие игры они играют, что они по часу и более не пристают к маме, не гуляют, не играют, не рисуют? Только смотрят.
Опросы показали, что дети смотрят всё, что им предлагают, но предпочитают американские, а иногда мультфильмы с ярким выразительным, хотя и упрощённым рисунком, динамичным сюжетом, минимальным сопроводительным текстом. Дети впитывают информацию и она не исчезает бесследно, а откладывается в памяти в форме ярких зрительных образов (ребёнок с криком просыпается ночами, в форме образцов поведения (растёт количество драк, конфликтов, проявление агрессии в играх детей, да и в обычных отношениях). Одновременно исчезает понимание того, что такое хорошо и что такое плохо.
В нашей стране, в нашей культуре с давних пор производства и потребления «искусство для детей» несли большую воспитательную нагрузку. Книга рассматривалась как учебник жизни, признанный побуждать добрые чувства, сеять разумное, доброе, вечное. А также объяснять и формировать морально – нравственные нормы, принципы представления. В дальнейшем всё это в полной степени относилось к производству фильмов и мультфильмов для детей. Ребёнку конкретно объясняли «что такое хорошо и что такое плохо» и почему именно так. Классика отечественной литературы и кинематографии была основана на эффектном воздействии на эмоциональную сферу ребёнка и обязательно включала объяснения и обоснования действий и поступков героев.
Американские фильмы для детей не несут в отличие от наших, никаких воспитательных задач. Не имеют цели формирования моральных норм и их объяснения. В задачи искусства это не входит, поэтому подобные фильмы смотрятся в качестве развлекательных программ. Поступки героев практически никогда не объясняются и не мотивируются. На первом месте там действия, их быстрая и динамическая смена, а не чувства и мысли героев. Соответственно у ребёнка не возникает сочувствие и сопереживание им. Зато легко копируются внешние действия, не связанные ни с какими внутренними побуждениями.
Российский ребёнок, сидя перед экраном телевизора или компьютера, видит только агрессивные действия, не угадывает их мотивов и склонен принимать это за норму – просто потому, что привык принимать предлагаемое ему как образец, которому надо подражать. Мы, взрослые, можем подготовить ребёнка к их восприятию. Основными рекомендациями могут быть такими:
1. Ограничить время, проводимое ребёнком у экрана телевизора, компьютера, планшета, телефона. Старайтесь наполнить его жизнь более важными для него вещами, пусть играет, рисует, гуляет, бегает. Читайте ему понятные книжки и объясняйте, что в них происходит.
2. Если же ребёнок всё же не может обходиться без всего этого, то смотрите мультфильмы, фильмы, передачи вместе с ним и обсуждайте поступки и действия героев вместе с ребёнком.
Так мы сможем хоть отчасти предупредить возникновение устойчивых агрессивных форм действий у детей. Мы сможем избежать появление страхов, которые являются обратной стороной агрессивности. Накапливаясь, они подтачивают нервную систему наших детей. Поэтому рекомендуем смотреть передачи, мультфильмы и фильмы российской кинематографии, так как более добрых, умных, доступных пониманию детей детских фильмов и передач практически нет, а такие фильмы нужны именно сейчас нашим детям.