Лилия Новикова
В гостях у королевы Розы. Звук и буква [Р] (подготовительная группа ФФНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: В гостях у королевы Розы.
Звук и буква – р.
Цель: 1. Закрепление правильного произношения звука –р- в словах, фразах.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Упражнение в употреблении сложноподчиненных предложений.
4. Звуко-слоговой анализ слова.
5. Преобразование слов путем замены одной буквы.
6. Деление предложений на слова. Составление схемы предложения.
7. Закрепление употребления предлогов.
Публикация «В гостях у королевы Розы, Звук и буква [Р] (подготовительная группа ФФНР)» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Роза. Все о розах для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
8. Развитие внимания, памяти, логического мышления.
Оборудование: предметные картинки (рак, шар, рысь, рыба, жираф, роза, ракета, корова, рубашка, пар, рама, барабан); макет корабля; пальма со слогами (ра, ру, ро, ма, ки, са, за);
Костюм королевы Розы; шапочки с картинками (рыба, облако, замок, аквариум); «волшебная палочка»; плоскостные матрешки с буквами; звуковые пеналы; разрезные азбуки, пиктограммы, схемы предложений, коробки цветных карандашей; карточки с рисунками; картинки с розами; диск с записью оркестра под управлением Д. Ласта «Красный сарафан», диск с записью произведений для слушаний музыки в детском саду Римский-Корсаков «Вступление к опере «Садко»; диск с записью танцев для детей «Остров».
Технические средства: музыкальный центр.
Ход занятия
I. Орг. момент.
Логопед: - Руку другу тянет друг.
Встали все в широкий круг!
Я прошу со слогом –ра-
Мне помочь назвать слова
Дети: - рама, радуга, работа.
Логопед: - А теперь со слогом –ру-
Дети: - рука, рукав, рубашка.
Логопед: - Ну а вам со слогом –ро-
Дети: - роза, роща, Рома.
Логопед: - Вас прошу со слогом –ры-
Дети: - рыба, рыбак, рыжик.
Логопед: - Молодцы, ребята!
- Веселы, бодры мы снова и к путешествию готовы.
II. Сообщение темы занятия.
Логопед: - Дети, сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие на сказочном корабле. Но занять место на нем может лишь тот, кто правильно определит свою каюту.
На столе разложены картинки.
Логопед: - В 1-ю каюту пройдут те ребята, у которых на картинке слово с одним слогом. Во 2-ю каюту – ребята, у которых слова с двумя слогами, а в 3-ю – с тремя слогами.
- Наташа, в какой каюте ты поплывешь?
Ребенок: - Я поплыву в 1-й каюте.
Логопед: - Почему?
Ребенок: - Потому что в слове рак один слог.
Логопед: - А ты, Женя?
Ребенок: - Я поплыву во 2-й каюте, потому что в слове рыба два слога и т. д.
Логопед: - Ребята, какой звук повторяется во всех словах?
Ребенок: - Во всех словах повторяется звук –р-.
Логопед: - Сегодня мы с вами будем повторять звук –р-.
- Кто скажет, звук –р- какой? (Дети дают характеристику звука –р-).
Отправляемся в путь.
(Играет тихая музыка, ребенок читает стихотворение).
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Мимо острова крутого,
Мимо города большого.
Пушки с пристани палят
Кораблю пристать велят.
Логопед: - Вижу остров, давайте сделаем здесь остановку и сойдем на берег.
- Мы попали на какой-то сказочный остров, Кто же здесь живет? Почему нас никто не встречает?
Голос в записи: - Вы попали в царство королевы Розы.
Логопед: - В царство королевы Розы? А где же сама королева? Выходи, покажись нам.
Голос в записи: - Не могу, ребята. Злой волшебник превратил меня в сухую травинку. А расколдовать меня может только тот, кто справится с моими заданиями. Помогите мне.
Логопед: - Ребята, давайте поможем королеве Розе избавиться от чар злого волшебника.
III. Проводится игра «Собери слоги в слова».
Логопед: – А вот и первое задание королевы Розы.
Стоит пальма, на ней слоги.
Логопед: - Соберите слоги в слова и прочитайте.
Дети читают: раки, руки, роза, Рома, Кира и т. д.
Логопед: - Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с первым заданием.
IV. Проводится игра «Отгадай слово».
Логопед: – А сейчас мы выполним второе задание королевы Розы.
Наденьте шапочки с картинками, Волшебная палочка поможет вам встать в ряд.
Логопед касается детей волшебной палочкой, они выстраиваются в ряд.
Логопед: - Назови свою картинку, Настя. (Рыба). Какой первый звук в слове рыба?
Ребенок: - В слове рыба первый звук –р-.
Логопед: - Верно. Твоя картинка, Саша? (Облако).
Логопед: - Назови начальный звук в слове облако. (звук -о-). Андрей, назови свою картинку. (Замок). С какого звука начинается слово замок? (со звука –з-). Твоя картинка, Егор? (Аквариум). Назови первый звук. (Первый звук –А-).
А теперь из начальных звуков составьте слово. Какое слово получилось? Кто догадался?
Ребенок: - Получилось слово Роза.
Логопед: - Правильно. Молодец! Вот вы и справились со вторым заданием королевы Розы.
V. Звуко – слоговой анализ слова парта. Игра «Помири матрешек» (Чтение слова парта).
1. Логопед: - А сейчас ребята, я приглашаю вас пройти за столы и выполнить третье задание королевы Розы. Нужно составить схему слова парта. Сколько звуков в слове парта?
Ребенок: - В слове парта пять звуков.
Логопед: - Назовите первый звук (-п-, второй (-а-, третий (-р-, четвертый (-т-) и пятый звук (-а-). Сколько гласных звуков в слове парта?
Ребенок:- В слове парта два гласных звука.
Логопед: - Саша, назови первый гласный звук.
Ребенок: - Первый гласный звук –а-.
Логопед: - А почему он гласный?
Ребенок: - Потому что мы его поем и во рту нет преграды.
Логопед: - Оля, назови второй гласный звук.
Ребенок: - Второй гласный звук –а-.
Логопед: - А какое правило мы знаем?
Дети: - Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Логопед: - Сколько слогов в слове парта?
Ребенок: - В слове парта два слога.
Логопед: - Андрей, назови первый слог.
Ребенок: - Первый слог –пар.
Логопед: - Кирилл, назови второй слог.
Ребенок: - Второй слог –та.
Логопед: - А сколько согласных звуков в слове парта?
Ребенок: - В слове парта три согласных звука
Логопед: - Сергей, назови первый согласный звук.
Ребенок: - Первый согласный звук –п-.
Логопед: - Звук –п- какой?
Ребенок: - Звук – п - согласный, твердый и глухой.
Логопед: - Назовите второй согласный. (-р-) и третий согласный (-т-). (Характеристика звуков). Молодцы, ребята!
2. Логопед: - Дети, посмотрите сюда. Почему матрешки такие грустные? Наверно злой волшебник поссорил их? Как можно помирить матрешек?
Ребенок: - Надо матрешек поставить по росту.
Логопед: - Оля, помири их. Прочитайте слово, которое получилось.
Ребенок: - Получилось слово парта.
Логопед: - Молодцы ребята! И с этими заданиями королевы Розы вы справились.
А сейчас я приглашаю вас отдохнуть.
VI. Физ. минутка. Проводится аэробика под музыку «Чунга-чанга».
VII. Преобразование слов. Работа с кассами букв.
Логопед: - Чтобы выполнить следующее задание королевы Розы нам надо пройти за столы. Откройте кассы и составьте слово горка. Замените букву -г- на букву -н-. Какое слово получилось? (норка). Замените первую букву на букву -к-. Прочитайте слово (корка).
Логопед: - Настя, назови все слова, которые мы прочитали.
Ребенок: - Горка, норка, корка.
Логопед: - Вот видите, ребята, путем замены одной буквы на другую, мы прочитали много разных слов. И с этим заданием королевы Розы мы справились хорошо.
VIII. Составление схемы предложения.
Логопед: - Послушайте следующее задание королевы Розы. Я начну предложения, а вы дополните их словами, которые сейчас читали.
Это высокая … (горка).
Вкусная у хлеба … (корка).
У лисы глубокая … (норка).
Логопед: - Андрей, повтори пожалуйста последнее предложение.
Ребенок: - У лисы глубокая норка
Логопед: - Давайте поделим это предложение на слова.
Логопед: - Алена, назови первое слово. (У).
- Никита, - второе. (лисы).
- Наташа, - третье. (глубокая).
- И Егор – последнее. (норка).
- Сколько слов в этом предложении? (четыре).
- Составьте схему предложения: У лисы глубокая норка.
- Почему вы положили в начале предложения большой треугольник? (Потому что предложение пишется с большой буквы). А что мы обозначаем треугольником? (Короткое слово – предлог). Как пишутся слова в предложении? (раздельно). А что ставится в конце предложения? (Точка).
Вот мы и выполнили еще одно задание королевы Розы.
IX. Игра с коробкой и карандашами.
Логопед: - Королева Роза предлагает нам поиграть в игру с карандашом и коробкой.
- Дети, положите карандаш на коробку. Где лежит карандаш? (На коробке).
- Возьмите карандаш. Женя, откуда взяли карандаш? (С коробки).
- Положите карандаш в коробку. – Настя, где лежит карандаш? (В коробке).
- Возьмите карандаш. Откуда взяли карандаш? (Из коробки).
- Спрячьте карандаш под коробку. Куда спрятали карандаш? (Под коробку).
- Возьмите карандаш. Откуда взяли? (Из-под коробки).
Вот, ребята мы и выполнили все задания королевы Розы.
(Появляется королева).
Королева Роза : - Спасибо вам ребята, что справились со всеми заданиями и помогли мне избавиться от чар злого волшебника. Я прошу вас оставить мне что-нибудь на память о себе.
Логопед: - Давайте, дети, подарим королеве Розе свои рисунки. Возьмите карандаши и дорисуйте по точкам предметы.
(Звучит тихая мелодия).
Логопед: - Оля, что ты подаришь королеве Розе? (Ромашку).
- А ты, Андрей? (Пирамиду) и т. д.
Королева Роза : - Большое спасибо вам, дети. Вы очень хорошо справились со всеми заданиями, расколдовали меня от злых чар злого волшебника, за это я вам дарю свои любимые цветы розы.
Логопед: - Закончилось наше путешествие. Пора нам возвращаться в детский сад. Занимайте свои места на корабле.
(Звучит тихая музыка).
X. Итог занятия.
Логопед: - Вот мы и вернулись в свою группу.
Детям раздаются пиктограммы с веселым и грустным лицом.
Логопед: - Ребята, покажите, какое у вас было настроение, когда вы составляли слова из слогов. (Дети показывают).
- Женя, почему у тебя было радостное настроение? (Ответ ребенка).
- А когда играли в «Живые звуки»?
- Никита, почему у тебя было грустное настроение?
- Какое у вас было настроение, когда «мирили матрешек»?
- А что вы чувствовали, когда работали с кассами букв?
- А когда составляли схему предложения?
Молодцы, ребята! Большое вам спасибо!