Ирина Карнюшкина
Конспект занятия «В гости к осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: В гости к осени.
Цель: Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой и живой природе.
Задачи:
1. Расширить знания детей об осенних изменениях в природе.
2. Показать связь живой и неживой природы.
3. Воспитывать любовь к природе, родному краю.
Ход урока.
1. Организационная часть.
2. Сообщение темы и целей урока
- Отгадайте загадку:
Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья.
- Это осень.
Назовите осенние месяцы.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
- Сегодня на уроке мы отправимся в гости к осени за красками, звуками, запахами природы. Поговорим об осенних изменениях в неживой и живой природе.
3. Повторение и закрепление изученного.
- Назовите предметы, относящиеся к неживой природе.
- Вспомним, какой была погода летом. Что изменилось с приходом осени?
- Осенью в неживой природе происходит много изменений. В начале осени бывают тёплые солнечные дни. Чем глубже осень, тем становится всё холоднее и холоднее. Вслед за похолоданием изменяются и осадки.
В начале осени дожди могут быть кратковременными. Но всё чаще небо заволакивают тёмные облака. В такие дни небо кажется низким и серым. Моросит мелкий холодный дождь. Бывают дни, когда вместе с дождём идёт снег.
4. Изучение нового материала.
- Прочитаем текст «Неживая природа осенью» на стр. 32 учебника.
Чтение текста детьми
- О каких явлениях в неживой природе мы ещё не сказали?
(заморозки, иней, туман, ледостав)
- Кто из вас может объяснить, как образуется туман?
- Что такое иней?
- Как приходит осень?
- К концу осени всё реже идут дожди, всё чаще падает мокрый снег.
Постепенно становится холоднее и вода в водоёмах. В отдельных местах на водоёмах появляется лёд. Этот лёд совсем ещё тонкий, легко ломается, поэтому выходить на него очень опасно. От частых осенних дождей намокает почва, а к концу осени она станет замерзать.
- Летом вокруг было больше всего зелёного цвета. А осенью на короткое время вспыхнули самые разные краски.
Кажется, что весь мир из разноцветных листьев. На осине и рябине красная одежда. На листьях берёзы и липы главная краска осени – жёлтая. Красивей всех на «карнавале» листопада, конечно, рябина.
Очень красив осенний лес!
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин)
- Краски осени на листьях хитро перемешаны. Особенно у клёна. Вот на листочке тёмно – жёлтая, оранжевая и коричневая краски. Но кое – где ещё заметна зелёная краска.
- Почему листья бывают сначала зелёными, а потом изменяют свой цвет?
- Весь праздник листьев продолжается недолго. С понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев происходит всё быстрее. Осенняя окраска листьев – предвестник листопада.
- Как вы думаете, почему в природе происходит листопад?
ответы детей
- Начало листопада подсказывает листьям укорачивающийся день и понижение температуры воздуха.
Основной смысл ежегодного сбрасывания листьев – сохранение влаги.
Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, так как листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлаждённую воду корни растений не всасывают.
Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
- Кто из вас знает, как лист отрывается от ветки? За лето между ножкой листочка и веточкой вырастает тонкая перегородка. Она не пропускает ни соки, ни воду. Вырастет перегородка и отделит лист от ветки.
- Листья опадают, но на ветках остаются почки, из которых весной следующего года разовьются новые листья и цветки. Почки надёжно защищены от зимних холодов чешуйками и смолой.
- Догадайтесь, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелёными круглый год?
Хвойные деревья (особенно сосна и ель) – хорошо переносят засуху. К тому же хвоя испаряет очень мало воды, чем листва лиственных деревьев. Поэтому хвойные деревья могут оставаться зелеными весь год. Количество влаги, которое испаряют хвойные, в десять раз меньше, чем у лиственных деревьев. Но лиственница ведет себя как лиственное дерево и испаряет влаги в 5 раз больше, чем ель обыкновенная и в 10 раз больше, чем сосна. Способность хвойных деревьев экономить влагу достигается за счет хвои. Хвоинки имеют множество приспособлений для сохранения влаги: толстую кожицу, восковой налет. Листья же у лиственных деревьев лишены засухоустойчивых приспособлений.
- Сейчас мы поиграем в игру «Отгадай растение». Я показываю осенние листья, а вы отгадываете с какого дерева или кустарника этот лист.
- Какие звуки осени вы можете вспомнить?
- Услышать звуки осени – задача посложнее, чем увидеть её краски. Самый главный звук – шуршащий. Летом листья жизнерадостно шелестели, а теперь, осенью, они печально шуршат. Грустный, холодный осенний дождь стучит по листьям из последних сил, сонно, однообразно. А ведь летом дождик был тёплый, ласковый, озорной.
- Обратите внимание на птичьи звуки.
Прислушайтесь: птицы уже не поют. Их стало намного меньше. Птицы собираются в стаи. Эти стаи прощально кричат. Особенно печально курлыкают пролетающие высоко в небе журавли. Птицы летят в тё плые страны: косяками, цепочкой, стаями.
- Каких перелётных птиц вы знаете?
Отгадайте загадки:
Угадайте, что за птичка –
Тёмненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(ласточка)
В синем небе он высоко
То мелькнёт, то прозвенит,
Даже самый быстрый
сокол медленней его летит.
(стриж)
Между веток новый дом,
Невелик, дверей нет в нём.
Кто в том домике живёт?
Кто весною там поёт?
(скворец)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?
(соловей)
Листья медленно с крон облетают,
И мороз приударил в ночи.
Собираются в шумные стаи
перед дальней дорогой (грачи) (П. Ялыгин)
- Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)
Ответы детей
- А почему птицы улетают в тёплые края?
-Чтение текста на стр. 34.
- Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян.
- В Карелии в конце лета птицы уже начинают собираться к отлёту. Не слышно стрижей – улетели: ведь насекомых в верхних слоях убавилось. За ними – ласточки. Поодиночке, без родителей улетают кукушата. Собираются в дальний путь и скворцы. Звери и птицы, которые остаются зимовать, готовятся к зиме: кто гнездо утепляет, кто корм заготовляет. Для птиц остающихся на зиму уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.
- Какие запахи осенней природы вам запомнились?
- Главные запахи в осенней природе – это запахи увядания. Среди них запах прелых листьев, сухой травы. А ещё в лесу пахнет грибами. Зайдёшь в лес и по запахам чувствуешь, что кончилось лето.
5. Обобщение и закрепление изученного.
Работа в тетрадях на стр. 13.
-О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
- Какие изменения происходят в живой природе с приходом осени?
- Почему раннюю осень называют золотой?
(ответы детей)
6. Домашнее задание.
- Прочитать текст на стр. 32-35 учебника, рабочая тетрадь стр. 14, №4, 5.
7. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке? Что понравилось?
- Спасибо за урок.