Раиса Михайловна Федоренко
В гости к дедушке Знаю. Досуг с элементами экспериментирования для старших дошкольников и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Основная часть
Досуг для детей и родителей с элементами экспериментирования
Тема: «В гости к дедушке Знаю»
Цель: Развитие у дошкольников познавательной, исследовательской,
творческой активности, интереса к экспериментальной деятельности,
побуждение желания проводить несложные опыты самостоятельно.
Задачи:
Уточнить представление детей о свойствах воздуха, его значении в природе и в жизни человека;
Публикация «В гости к дедушке Знаю, Досуг с элементами экспериментирования для старших дошкольников и родителей» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2020
формировать у детей познавательный интерес к природе, уточняя знания о таком природном явлении, как ветер, его особенностях и значении для человека и окружающего мира;
формировать умение делать выводы и обобщения, устанавливать связь между предметами и явлениями;
формировать умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх, опытах.
расширять представления детей об окружающем мире через опытную деятельность;
развивать у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов;
развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов;
воспитывать социально-личностные качества дошкольников : коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
привлечение внимания родителей к опытно-экспериментальной деятельности детей, её роли в развитии детей дошкольного возраста.
Методы и приемы:
Наглядные:
- методы: наблюдение, рассматривание картин;
- приемы: показ способов действий;
Словесные:
- методы: беседа, чтение художественной литературы, создание проблемной ситуации;
- приемы: вопросы, объяснение, оценка, самооценка;
Игровые:
- методы: введение персонажа;
- приемы: загадывание и отгадывание загадок, элементы драматизации;
Практический метод: экспериментирование, конструирование из бумаги.
Словарная работа:
Обогащение словарного запаса: обжигающий, свирепый, пронизывающий: через просматривание слайдов, рассматривание иллюстраций;
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: домашнее задание – представление команд «Знайки» и «Почемучки» (2 мин).
Оборудование: столы для родителей и детей (8 шт.); мольберты (2 шт.); набор картинок для дидактической игры «Польза - вред»; таз с водой; экран; ноутбук; проектор; ножницы; цветная бумага; песочные часы; мини – лаборатория.
Участники досуга : команда детей, команда родителей, Дедушка Знай (воспитанник группы, воспитатель.
Ход досуга:
Воспитатель: Здравствуйте уважаемые родители. Мы рады вновь видеть вас в нашей группе на нашем досуге «Исследуем, играем, творим вместе». Сегодня нас ждет много нового, неизведанного, интересного! Вам представится возможность окунуться в мир своих детей, вместе с ними разгадать тайны, и, возможно, увидеть в своем ребенке таланты, о которых раньше вы не подозревали.
А сейчас ребята приглашают вас на небольшую экскурсию по группе, чтобы познакомить с новыми, организованными совместно с детьми центрами.
(Детьми проводится экскурсия, где родители знакомятся с модулями развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной экспериментальной деятельности детей. Внимание родителей обращается на появление новых материалов, приборов для проведения экспериментов и другой деятельности. Когда находимся возле познавательно – исследовательского центра, создаем проблемную ситуацию (незаметно включаем вентилятор, чтобы с полочек начали слетать листы бумаги, салфетки, ленточки и т. д.)
Удивляемся, что это может быть? Привлекаем родителей для пояснения явления, и, выслушав мнения, стараемся сделать выводы).
Воспитатель: Чтобы узнать, кто поможет разрешить эту проблему, нам нужно отгадать загадку: Про все на свете знает он, Советы всем дает, Детей он очень любит Всегда к себе их ждет. Живет в лаборатории Мудрый, старый дед. Ну, кто же это, дети? Прошу вас дать ответ. (Дедушка Знай)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю нам всем вместе отправиться в гости к дедушке Знаю. Вы согласны? Тогда отправляемся в путь!
(Звучит песня «Ужасно интересно, все то, что неизвестно….», музыка
В. Шаинского (один куплет). Заходим в музыкальный зал, в котором находится мини – лаборатория. С одной стороны стоят столы и стулья для родителей, с другой для детей. Экран, стол на котором находится материал для практической деятельности родителей и детей и другое оборудование)
Встречает Дедушка Знай, интересуется появлением гостей, (дети и родители рассказывают о том, что произошло в группе и просят помощи у дедушки Зная.) Дед Знай предлагает поиграть и вместе найти решение проблемы.
Воспитатель: А чтобы было веселей и интересней, давайте разделимся на две команды: команда родителей и команда ребят. А чтобы узнать лучше команды, они представят себя.
Представление команд: команда родителей – «Знайки»;
команда детей – «Почемучки».
(Звучит музыкальный отрывок из передачи «Счастливый случай») Дед Знай: Итак, первый гейм. «Разминка для ума»
Дед Знай: Предлагаю командам за одну минуту на серьезные вопросы дать ответы.
Вопросы к первому гейму:
1. Почему зимой не бывает дождика, а все снег да снег? 2. Может ли вода быть твердой? 3. Почему ветер называют невидимкой? 4. Почему в мороз лопнула бутылка с лимонадом? 5. Умеет ли ветер работать? 6. Что заставляет воду двигаться?
(Команды поочередно отвечают на вопросы, комментируя ответы, дополняя. Дед Знай дает оценку деятельности команд)
Дед Знай: Итак, второй гейм.
Команды загадывают друг другу по 2 загадки. 1. Через нос проходит в грудь, И обратный держит путь. Он невидимый, но все же Без него мы жить не можем. (Воздух)
2. Живет без тела, Говорит без языка. Никто его не видит, А всякий слышит. (Эхо)
3. Он бескрылый, а летает, Безголосый, а свистит, Хоть безрукий, но бывает, Груши с веток обрывает – Так порою он сердит. Только что он был везде, Миг – и нет его нигде! (Ветер)
4. Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь. Станет капелькою чистой, Лишь поймаешь на ладонь. (Снег)
(Дед Знай оценивает ответы команд)
Дед Знай: Итак, третий гейм! Предлагаю вам, друзья, поиграть!
Игра «Добрый ветер, злой ветер».
Команда «Знайки» выбирает картинки с делами «злого ветра», команда «Почемучки» с делами «доброго» ветра. После выполнения задания команды проверяют правильность распределения картинок методом взаимопроверки. Дают оценку выполненной работе.
Дед Знай: А теперь я предлагаю вам посмотреть видеозапись «Проделки ветра». Вот что он умеет! (Просмотр видео).
Четвертый гейм Дед Знай предлагает провести воспитателю.
Имитационная игра «Дерево».
Воспитатель: У меня есть волшебная палочка, она поможет превратить вас в кого угодно. Встаньте свободно.
Чики – чики – чикалочка, игра – превращалочка. Вокруг себя повернитесь - И в деревья превратитесь!
Наши ноги – это корни, Наше туловище – ствол, Наши руки – это ветви,
Наши пальцы - это листья! (Звучит тихая мелодия). Воспитатель: Подул легкий ветерок – зашелестели листочки на деревьях (шевелят пальчиками). Усилился ветер - затрепетали, закачались веточки (шевелят кистями рук). Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветки деревьев, гнет их стволы (раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону). Но вот утих ветер, отдыхают деревья от бури (шевелят только пальчиками). Взмахиваю палочкой и превращаю «деревья» в ребят и родителей)
Дед Знай: Объявляю пятый гейм! Практическая работа.
(Дед Знай предлагает гостям создать искусственный ветер. А как это сделать, нужно решить в командах, используя предложенный материал. Воспитатель лишь направляет деятельность детей, помогает, но дает возможность самостоятельного принятия решения детьми.)
Команда «Знайки» конструирует бумажный кораблик. Вместе с командой «Почемучки» пускают на воду, дуют, кораблик двигается.
Команда «Почемучки» делают веера, создают легкий ветерок, чтобы освежить себя. Вместе конструируют ветрячки, чтобы на прогулке дети определяли направление и силу ветра).
Дед Знай: Дорогие гости, вы потрудились замечательно! Дружно, весело и с пользой провели время! А догадались ли вы, что же произошло в вашей группе, кто «виновник»? (Дети и родители предлагают ответы). Мы с вами играли, отгадывали загадки, конструировали. А сумели ли вы найти ответ на ваш вопрос. (Дети и родители благодарят Дедушку Зная за то, что помог ответить на вопрос).
Дед Знай: А я с нетерпением буду ждать вас с новыми вопросами, ответы на которые мы будем искать вместе.
(Благодарим Дедушку Зная, прощаемся и возвращаемся в группу).
Воспитатель благодарит детей за хорошую работу и родителей, принявших участие в досуге. Сообщает о том, что работа по проекту «В гостях у дедушки Зная» продолжается и всех ждет увлекательная экскурсия в Музейно-выставочный центр – зал занимательных игр на презентацию новых пособий.
Список источников:
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.
Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с.
Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников ДОУ/ автор-сост. : Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. – М., 2004 г. - 125с.
Давыдова О. И. Богословец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ. – М., 2005г. – 87с.
Дыбина О. В. «Ребенок в мире поиска». М., 2005.
Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
Дыбина О. В. Ознакомление дошкольников с предметным миром. М. 2007.
Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями : Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007. – 167с.
Запорожец А. В. Значение периодов детства для формирования детской личности // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студ. пед. институтов / Сост. В. В. Мироненко. 2-е изд. М., 1987.
Иванова А. И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология». М., 2006.
Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. М., 1995.
Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.
Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон. 2002. – 147с.
Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., № 7,- 70с.