юлия иглина
Проект «Увлекательная геология» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ
Как показывает практика, любимыми играми нынешних детей, как и прошлых поколений, являются игры с бросовым материалом: веточками, шишками, камешками - их можно бросать, ломать, стучать и т. д. А если пофантазировать?.
На сегодняшний день существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом.
Мне хочется представить вашему вниманию доступный, экологически чистый и очень интересный природный материал – обычный камешек. У детей камешки пользуются особой популярностью. Собирать и разглядывать их можно бесконечно. Можно без ущерба ими меняться. А чей ребенок не приносил домой «коллекцию драгоценных сокровищ»? Я увидела в камешках не требующий затрат материал для изодеятельности, а со временем появилось множество идей их использования. Этими идеями я и хочу поделиться.
Публикация «Проект „Увлекательная геология“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Геолог. Знакомство с профессией
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
НОВИЗНА
Камень можно использовать в следующих направлениях:
-Физкультурно-оздоровительное;
- Художественно-эстетическое;
- Познавательное;
Физкультурно-оздоровительное направление с использованием камней включает в себя:
Подвижные игры: эстафеты, попади в круг, кто вперед найдет камень по описанию.
«Кто больше»
Ребята должны добежать до финиша с камушками в ладошках. Побеждает тот, кто принесет больше камушков.
«Чья длиннее?»
Дети чертят линию мелками на асфальте или палочкой на песке, .выкладывают линию из камней. Побеждает тот, чья линия длиннее.
Игры на развитие мелкой моторики: пересыпание, отыскивание в камнях каких-нибудь предметов, раскладывание камней по размеру, по цвету, по фактуре, по весу, катание между ладоней.
Профилактику плоскостопия: различные массажные дорожки, на сами дорожки прикреплены камни, дорожки из камней, камни разной величины и фактуры насыпаны в небольшие ящички; задания, целью которых является захват, перекладывание, перекатывание, подталкивание камней пальцами ног, массаж, самомассаж.
С целью закаливания: можно использовать камни разноцветные, декоративные, необычные, разрисованные детьми и т. д., положив их в емкости с водой разной температуры. Опускание кистей рук в воду разной температуры будет ненавязчивым интересным закаливающим мероприятием.
Региональный компонент: знакомство с камнями Забайкалья.
Опытно-экспериментальная деятельность:
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.
Опыт № 2. Определение размера.
Воспитатель спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?
Вывод: камни бывают разных размеров.
Воспитатель: Для этого опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.)
Покажите самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.
Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
(Дети рассматривают все свои камни.)
Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.). Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.
Опыт № 5. Определение веса.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Воспитатель: ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.
Опыт № 6: Определение температуры.
Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.
Опыт № 7. Плавучесть.
Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
(Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)
Художественно-эстетическое направление:
Аппликация на пластилине (на бумажную тарелку или кусок картона наносится слой пластилина, а затем выкладывается узор);
Различные поделки;
Роспись камней – интереснейшее и увлекательное занятие;
Использование камней возможно по каждому разделу программы:
-Камни могут применяться как счетный материал, можно нарисовать на камнях цифры или просто раскрасить разными цветами, можно выкладывать геометрические фигуры или просто раскладывать в порядке увеличения.
-Как стимулирующий материал по развитию речи, если нарисовать на камнях персонажей сказки и т. д.
-Использовать в играх на развитие внимания, памяти, воображения, мышления.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:
Недавно, в январе месяце, я показывала открытое занятие для аттестации. Занятие было интегрированное, с опытно-экспериментальной деятельностью. На занятии дети искали потерянные бусины и нашли их в камешках, а попутно провели опыт, определяя где чистая вода (брошенный камешек видно, а где мутная (камешек не видно, определили свойства материалов (камень тяжелый, тонет в воде, а деревянная палочка легкая, она не утонула).
Летом мы с ребятами из моего кружка «Веселые краски» запаслись гладкими камушками. Собирали с большим удовольствием. Затем еще интереснее было их раскрашивать. На следующем занятии мы фантазировали – что можно изобразить камнями.
А когда определились с задумкой, выкладывали камешки в формочки с еще не застывшим гипсом.
У нас получились вот такие панно.
Работать с камнем очень интересно и его влияние благотворно на эмоциональное состояние детей.