Алина Шорова
Увлекательная деятельность для дошкольников 5–6 лет — графические диктанты
▼ Скачать + Заказать документы
воображения, мелкой моторики пальцев рук, усидчивости.
Графические диктанты помогают развить внимание, умение слушать,ориентацию в пространстве. Они также подготовят руку ребенка к письму. Научат малыша быть более внимательным. Это отличный способ развить логику, абстрактное мышление, кропотливость. С помощью этих занятий ребёнок развивает, корректирует правильность своих движений, «набивает твёрдую руку», этот навык поможет ему в школе. Графические диктанты могут с успехом применяться с пяти лет.
Публикация «Увлекательная деятельность для дошкольников 5–6 лет — графические диктанты» размещена в разделах
Что такое графические диктанты? Графические диктанты это - рисование по клеточкам, пользуясь указателями в задании. Для их выполнения нам понадобятся: лист бумаги, на котором расчерчены клеточки, карандаш, ластик. В заданиях указаны стрелочки (показывающие направление) и цифры (показывающее количество клеток, которые нужно пройти в указанном направлении). Если следовать указателям точно и внимательно, вести черту в нужном направлении на нужное расстояние, получается – картинка. Это может быть животное, различные предметы, овощи, фрукты, деревья, транспорт и многое другое.
Рисование по клеточкам – хороший способ приучить малыша к карандашу и ручке. Научить правильно её держать, практиковаться, чтобы пальчики не так сильно уставали от держания предмета в школе. Данное упражнение поможет обучить малыша правильно считать, здесь потребуется считать клеточки, что бы рисуя линию - получить рисунок.
Как выполнять графический диктант
(Правила рисования по клеточкам).
Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.
Предлагая детям такое задание, вы должны соблюдать некоторые правила:
• Когда вы начинаете диктовать, никакие другие слова вы произносить не можете. И уж тем более повторять одно и то же направление дважды.
• Диктанты пишутся в полной тишине.
Начинаю работу с самого простого – в тетради с крупной клеткой пишу задания, ребенок должен продолжить ряд. Учимся видеть клетку и строку. Пишем палочки, клеточки, уголки, простые узоры, с каждым разом усложняя задания. Узоры сначала делим на сегменты – тренируемся, затем все частички собираются в узор.
В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой.
Перед тем как начать писать графический диктант следует объяснить ребенку, как будет проводиться диктант. Сначала проговариваем с детьми, что я буду им диктовать, на сколько клеточек нужно провести линии и в каком направлении. А они будут проводить эти линии по клеточкам, не отрывая карандаш от бумаги, а потом мы вместе посмотрим, что получится. Настроить деток на то чтобы они старались вести линии ровные и красивые, тогда рисунок получится замечательный.
В первый раз можно рисовать на доске вместе с детьми, чтобы они видели, как им нужно работать, а последующие диктанты ребята смогут выполнять уже без подсказки. Перед диктантом нужно повторить, где правая и левая рука, как рисовать линию вправо и влево. Можно договориться с детьми, о каких либо метках (на доске нарисовать буквы «п» и «л», сделать метки на стенах, или оговорить что, например: правая рука указывает на окно, а левая на спальню и т. д.)
Затем переходим к рисованию под диктовку.
Для начала на листе с диктантом, в верхних уголках, нужно пометить – право и лево. Ребёнку даём тетрадный лист в клетку, карандаш и ластик.
В старших группах вверху рисунка всегда указываем, сколько клеток нужно отступить от края и верха, чтобы начать диктант. В указанном месте, например: отступить 5 клеточек от края влево, сверху отсчитать 6 клеточек. В этом месте нужно поставить точку. Детям младшего возраста лучше самостоятельно отсчитать клетки и поставить точку отсчёта (от этой точки ребёнок и будет проводить линии под диктовку).
Лучше начать с самого простого: - одну клеточку вверх (1, одну клеточку вправо (1, одну клеточку вниз (1, одну клеточку влево (1). Получился квадратик.
Дальше по своему усмотрению усложняем задания.
Диктовать нужно чётко, ребёнок должен воспринимать всё на слух. В конце работы посмотрите, насколько фигуры детей, совпадают с заданными элементами. Рассмотрите образец. Если малыш ошибся, выясните вместе, где именно. Ластиком можно вытереть от точки сбоя, и продолжить. Главное поддержать ребенка, похвалить, если что-то не получается можно предложить перерисовать картинку с оригинала.
Приложение
Первый уровень сложности. 1. «Маленькая собачка». Начальная точка – отступить 2 клетки вниз и 1 клетку вправо. *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *1 клетка вправо, *2 клетки вниз, *2 клетки вправо, *1 клетка вверх, *1 клетка вправо, *3 клетки вниз, *1 клетка влево, *1 клетка вверх, *2 клетки влево, *1 клетка вниз, *1 клетка влево, *2 клетки вверх, *1 клетка влево, *1 клетка вверх. 2. «Собака». Начальная точка – 2 клетки вниз, 1 клетка вправо. *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *1 клетка влево, *4 клетки вниз, *2 клетки вправо, *2 клетки вверх, *2 клетки вправо, *1 клетки вниз, *1 клетка влево, *5 клеток вниз, *2 клетки влево, *1 клетка вверх, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *2 клетки влево, *2 клетки вниз, *2 клетки влево, *1 клетка вверх, *1 клетка вправо, 4 клетки вверх, *1 клетка влево, *2 клетки вверх. 3. «Тюльпан». Начальная точка – 2 клетки вниз, 3 клетки вправо. *1 клетка вправо, *1 клетка вниз, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *1 клетка вправо, *3 клетки вниз, *1 клетка влево, *2 клетки вниз, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *2 клетки вправо, *1 клетка вниз, *1 клетка влево, *1 клетка вниз, *2 клетки влево, *1 клетка вниз, *1 клетка влево, *1 клетка вверх, *2 клетки влево, *1 клетка вверх, *1 клетка влево, *1 клетка вверх, *2 клетки вправо, *1 клетка вниз, *1 клетка вправо, *2 клетки вверх