Кривченко Ирина Викторовна
Консультация для воспитателей ДОУ «Утренняя гимнастика в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей ДОУ
«Утренняя гимнастика в детском саду»
Здоровье дошкольников – одна из приоритетных задач современного государства. Задачей педагогов и инструкторов по физическому воспитанию является сохранность и укрепление здоровья воспитанников. Утренняя гимнастика в дошкольном учреждении является важным компонентом двигательного режима.
Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „Утренняя гимнастика в детском саду“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Утренняя гимнастика, зарядка. Консультации для родителей
- Темочки
Главной целью утренней гимнастики является сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, создание положительного эмоционального тонуса.
Задачи утренней гимнастики :
1. Формировать у детей осознанного отношения к здоровому образу жизни.
2. Помогать в изучении и совершенствовании двигательных навыков детей посещающих ДОУ.
3. Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом.
4. В соответствии с возрастными потребностями и возможностями ребёнка подбирать утренние гимнастики.
Таким образом, утренняя гимнастика является неотъемлемым организующим моментом в режиме дня дошкольного учреждения и важной составной частью физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка. Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног, рук и др.). Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.
Непременным условием проведения гимнастики именно для оздоровления детского организма является соблюдение гимнастических требований. В дошкольных учреждениях утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей в помещении должна быть произведена влажная уборка, должно быть проветрено помещение, дети и взрослый в облегченной одежде. Лучше всего, если фрамуга будет открыта, чтобы был постоянный приток воздуха. Необходимо стремиться к тому, чтобы утренняя гимнастика (за исключением сильных морозов, дождя и пр., проводилась на улице в облегченной одежде. В комплексы утренней гимнастики обязательно включаются специальные упражнения: дыхательные, корригирующие, по предупреждению плоскостопия.
Нужно помнить, что нагрузки следует чередовать с отдыхом, но не с пассивным, а активным, т. е. использовать дыхательные упражнения, упражнения с меньшей физической нагрузкой.
Длительность - утренней гимнастики
• в первой младшей труппе — 4-5 минут
• во второй младшей группе — 5-6 минут
• в средней группе — 6-8 минут
• в старшей группе — 8-10 минут
• в подготовительной группе — 10-12 минут.
Количество упражнений -
• в первой младшей группе — 3-4
• во второй младшей группе — 4 упражнения
• в средней группе — 4-5 упражнений
• в старшей группе — 5-6 упражнений
• в подготовительной труппе — 6-8 упражнений.
На утренней гимнастике используются знакомые детям упражнения, поэтому психическая нагрузка (на внимание, память) почти всегда бывает умеренной. Не менее важно эмоционально проводить гимнастику, используя различные приемы и музыкальное сопровождение. Однако физические упражнения и музыка не должны чрезмерно возбуждать детей, потому что это может привести к усталости и снижению аппетита.
Комплекс утренней гимнастики состоит из трех частей:
1. Часть – Разминка.
Способствует эмоциональному настою детей, разогревает их. Для этого используют ходьбу, бег (легкий, построение, перестроения, игровые упражнения. Игры малой подвижности.
2. Часть – Основная.
Упражнение ОРУ для разнообразных мышц.
Упражнения выполняются в определенной последовательности:
1. Для мышц рук и плечевого пояса;
2. Для мышц туловища;
3. Для ног.
Это могут быть игровые упражнения, музыкально – ритмическое, подвижные игры, чередующиеся по интенсивности нагрузки.
3. Часть – Заключительная. Легкий, спокойный бег, подскоки, малоподвижная игра.
Если дыхание ребенка восстановилось не полностью это не беда. Ребенок восстановит его пока идет в группу.
Комплекс утренней гимнастики расчитан на две недели, но, чтобы детям не надоело однообразие, следует вносить новые элементы и усложнения.
В младших группах воспитатели выполняют движение вместе с детьми.
В средних группах называют упражнение, кратко объясняют его (если нужно показывают, а затем подают команды для и. п. и выполнения.
В старших группах дети выполняют упражнения по названию, но иногда воспитатель выполняет упражнения вместе с детьми. Это сокращает время на напоминания и увеличивает физическую нагрузку.
В подготовительных группах для выполнения отдельных упражнений можно использовать показ заранее подготовленного ребенка.
В процессе утренней гимнастики воспитатель следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а так же закрепление навыка правильной осанки.
В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.
Помимо традиционной формы проведения утренней гимнастики с использованием общеразвивающих упражнений в последнее время ведется поиск вариативных подходов. Это:
- обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробушки»;
-игрового характера (из 3-4 подвижных игр);
- с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;
- с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей);