Вера Ташкина
Утренняя гимнастика по системе Эмиля Жака-Далькроза: эффективность и внедрение в дошкольную образовательную практику
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы формирования здорового образа жизни и физического развития детей занимают особое место в дошкольном образовании. Одним из инновационных подходов к этому является утренняя гимнастика, построенная на системе Эмиля Жака-Далькроза — композитора и педагога, разработавшего методику музыкально-ритмической гимнастики. Данный метод стимулирует физическую активность и развивает музыкальные способности детей, объединяя физическое движение и музыку. Уникальность подхода заключается в том, что ритм и движение интегрируются с эмоциональным состоянием и помогают детям развивать координацию, музыкальный слух, внимание и чувство ритма.
Публикация «Утренняя гимнастика по системе Эмиля Жака-Далькроза: эффективность и внедрение в дошкольную образовательную практику» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Методология системы Эмиля Жака-Далькроза
Методика Жака-Далькроза основывается на принципе ритмической гимнастики, когда музыкальные ритмы становятся "катализатором" двигательной активности детей. Основные принципы метода включают:
Связь движения и музыки: каждое движение соответствует определенному ритму и темпу.
Импровизация: дети учатся свободно выражать свои эмоции и ритмически реагировать на музыку.
Ритм как основа движения: ритм музыки подсказывает динамику и интенсивность движений.
Преимущества Утренней Гимнастики по методу Далькроза
1. Физическое развитие
Утренняя гимнастика по системе Далькроза включает упражнения, которые способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, развивают крупную и мелкую моторику, а также координацию движений. Разнообразие ритмов и темпов тренирует выносливость и гибкость, увеличивает физическую активность детей, что положительно влияет на их общее физическое состояние.
2. Когнитивное развитие
Система Жака-Далькроза направлена на стимулирование умственной активности детей. При прослушивании музыки и выполнении упражнений дети тренируют внимание, память и реакцию. Построение движений в зависимости от ритма развивает способность анализировать и структурировать действия, улучшая тем самым когнитивные способности и помогая детям подготовиться к учебной деятельности в школе.
3. Эмоциональное развитие и самовыражение
Метод Жака-Далькроза создает условия для свободного самовыражения детей через движения. Импровизация помогает детям почувствовать музыку и передать свои эмоции через танец, что способствует снятию напряжения и развитию эмоциональной стабильности.
Организация утренней гимнастики по методу Далькроза в ДОУ
1. Подготовка к занятию
Утренняя гимнастика требует предварительной подготовки, которая включает подбор музыкальных композиций различного ритма и темпа, подготовку оборудования (погремушки, маракасы, музыкальный проигрыватель). Дети располагаются в кругу для создания атмосферы взаимной поддержки.
2. Структура занятия
Вводная часть (2-3 минуты) : Цель — подготовить детей к активной деятельности, настроить на восприятие музыки. Дети ходят по кругу, постепенно меняя темп движений под музыку, что помогает им сосредоточиться на ритме.
Основная часть (7-10 минут) : Включает ритмические упражнения, направленные на развитие чувства ритма и координации. Упражнения состоят из шагов, прыжков и хлопков, синхронизированных с музыкальным сопровождением.
Заключительная часть (2-3 минуты) : Задача — расслабление и успокоение, восстановление дыхания. Дети выполняют плавные движения под медленную музыку, делая мягкие наклоны и растяжки.
3. Использование ритмических карт и карт движений
Применение ритмических карт, где указаны ритм и темп, помогает детям визуализировать структуру движения. Карты движений способствуют легкому и быстрому освоению движений, что особенно важно для дошкольников, которые легче воспринимают информацию в наглядной форме.
Практическое значение и эффективность внедрения
Повышение мотивации к физической активности
Метод Жака-Далькроза делает утреннюю гимнастику увлекательной, благодаря чему дети охотнее принимают участие в занятии и стремятся повторить предложенные педагогом движения. Музыкальное сопровождение стимулирует детей двигаться активно, что создает позитивный настрой на весь день.
Создание эмоционально-комфортной среды
Дети в процессе гимнастики взаимодействуют с педагогом и друг с другом, что формирует атмосферу поддержки и дружбы. Регулярное проведение музыкально-ритмических упражнений помогает детям улучшать коммуникативные навыки, учит быть внимательными к действиям других.
Соответствие требованиям ФГОС ДО
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) акцентируют внимание на создании условий для всестороннего развития детей, включая физическое, эмоциональное и когнитивное. Метод Жака-Далькроза гармонично вписывается в эти требования, обеспечивая условия для комплексного развития и поддержания эмоционального благополучия детей.
Рекомендации для внедрения
Подбор педагогов: Педагоги, проводящие занятия по методу Далькроза, должны иметь навыки музыкально-ритмической подготовки и знание методики.
Планирование и вариативность: Важно разнообразить музыкальный репертуар, подбирать ритмы, соответствующие уровню развития группы.
Оценка эффективности : Регулярное наблюдение за прогрессом детей и их интересом к занятиям поможет улучшить занятия и адаптировать их под нужды группы.
Заключение
Утренняя гимнастика по методу Эмиля Жака-Далькроза — это инновационный и эффективный подход к развитию физического и эмоционального потенциала дошкольников. Она создает условия для целостного развития, сочетая в себе музыкальную, двигательную и эмоциональную активности. Система Жака-Далькроза не только улучшает физическое состояние детей, но и способствует развитию их творческих способностей, коммуникативных навыков и самовыражения. Введение данной гимнастики в ежедневную практику ДОУ позволит создать благоприятную и развивающую среду, соответствующую современным требованиям дошкольного образования.
Литература
Выготский, Л. С. Психология искусства. — М. : Искусство, 1965.
Копцев, А. А. Музыкально-ритмическая деятельность в дошкольном образовании. — М. : Академкнига, 2003.
Жак-Далькроз, Э. Ритмическая гимнастика. — Лондон: Kessinger Publishing, 2008.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования : утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.