Светлана Александрова
Утренний и вечерний рефлексивный круг как средство сплочения детского коллектива
▼ Скачать + Заказать документы
«Рефлексия» от лат. – «Обращение на себя» - это особая активность человека, направленная на осмысление личных поступков и состояний самопознания, на раскрытие своего внутреннего мира.
Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но современные дети живут в сложных социокультурных условиях.
Чрезвычайная занятость родителей отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье, зависимость от гаджетов. И для меня как для педагога, это одна из важных задач, как помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Утренний и вечерний рефлексивный круг как средство сплочения детского коллектива» размещена в разделах
«Рефлексивный круг» – это такая форма общения, которая развивает у детей навыки саморегуляции и поведения, самостоятельности и ответственности. Это способ позволяющий стимулировать речевую активность детей и их мыслительные возможности. Дети учатся слушать, не перебивая друг друга, а также прислушиваться к своим собственным ощущениям. Круг способствует совершенствованию речи, как средства общения, помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений.
В первую очередь «Рефлексивный круг» направлен на сплочение детского коллектива, формирование умения слушать и понимать друг друга, на развитие умения выражать свои чувства и переживания публично.
Я провожу «Рефлексивный круг» каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Цель рефлексивного круга, обсуждение планов на день или каких-либо проблем группы. Если происходит конфликтная ситуация в группе, то «Рефлексивный круг» проводится сразу после происшествия.
Наш круг проводится в одном и том же месте, для эффективности обсуждения во время круга, мы используем любой предмет, (мяч, шарик, флажок) который дети передают друг другу во время ответов на вопросы, что помогает детям концентрироваться на выслушивание ответов и не перебивать друг друга.
Основная цель рефлексивного круга - обогащение детей душевной теплотой, чуткостью и уважением друг к другу.
Задачи:
- Способствовать стимулированию речевой активности и мыслительных возможностей;
- Формировать умение слушать и понимать друг друга;
- Развивать умения излагать свои мысли чувства не перебивая друг друга;
- Сплочение коллектива.
Правила рефлексивного круга:
- Говорит тот, у кого мяч, шарик, флажок;
- Если ребенок не хочет говорить, передать слово другому ребенку;
- Стараться не повторяться в ответах;
- Не выходить из круга, пока не закончим обсуждение;
- Хвалить и поощрять детей за их ответы.
Структура «Утреннего круга»: утреннее приветствие, новости дня, пальчиковая, дыхательная гимнастика, обмен информацией, обсуждение, игра по теме недели или проекта.
Темы «Рефлексивных кругов» могут быть разнообразными. Для утреннего рефлексивного круга я использую темы: «Что такое дружба?», «Как мы провели выходные?», «Добрые дела и поступки», «Моя любимая игрушка», «Конфликтные ситуации в группе», «Назови ласково по имени».
Структура «Вечернего круга»: коммуникативная игра, беседа, подведение итогов.
Для вечернего рефлексивного круга я использую темы: «Что необычного ты узнал за сегодняшний день?», «Что заставило тебя смеяться сегодня?», «Какое занятие сегодня, было самым интересным?», «Ты сегодня нуждался в помощи?». Обсуждение занимает от 5 до 10 минут. Также для рефлексивного круга я использую игры (см. ниже) и пальчиковую гимнастику.
Я считаю, что «Рефлексивные круги» создают коммуникативные условия для того, чтобы слушать и понимать другого человека, говорить перед другими, выражать свои чувства и переживания.
Благодаря таким традициям вырабатывается навык осознания воспитанниками происходящего в группе. Дети учатся описывать свои чувства, переживания, мысли, анализировать и осознавать те изменения, которые произошли с ними за последнее время, понимать эмоциональное состояние других людей. Развивается межличностное доверие, обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки.
Таким образом, для педагогов утренний круг и вечерний круг – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты
Воспитатель: Александрова Светлана Васильевна.
Игры для рефлексивного круга
1. «Я глазами других»
Цель: Создание условий для представления об индивидуальности, неповторимости каждого из ребенка. Развитие уверенности в себе, формирование умения принимать отличительную от своей, точку зрения.
Используемый материал: камешек, коврики.
Содержание: Дети сидят в кругу на ковриках. Педагог показывает вол-шебный камешек, с помощью которого можно узнать много интересного о себе. Дети передают волшебный камешек друг другу со словами: «Я дарю тебе камешек, потому что ты…»
Итог: при помощи камешка, ты сказал много доброго и хорошего.
2. «Тайна моего я»
Цель: Создание доверительной обстановки в группе, которая позволяет детям проявить свои чувства и говорить о них, умение принимать и выслушивать другого человека, развитие способности понимать себя самого.
Используемый материал: подсвечник, зеркальце, классическая музыка.
Содержание: Дети сидят в кругу подсвечника. Помните сказку А. С. Пушкина «О мёртвой царевне», чтобы узнать что-нибудь о себе.
Царица доставала волшебное зеркальце и приказывала ему: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» Педагог показывает детям «волшебное зеркальце» и говорит: У меня тоже есть волшебное зеркальце, с помощью которого мы тоже сможем узнать много интересного друг о друге и ответить на вопрос: «Кто я?». Давай посмотрим на подсвечник. Оно поможет нам вспомнить о чувствах – успехах удачах и неудачах. Звучит музыка, дети берутся за руки и каждый рассказывает о себе (коротко)
Педагог: Вот мы и рассказали о своих достоинствах и о своих недостатках и поможем нам исправить их, давайте внимательнее относиться друг к другу.
Итог: поощрение детей.
3. «Я и мои эмоции»
Цель: Создание условий для того, чтобы дети могли говорить о своих чувствах, развитие способностей для определения эмоций по схематическим изображениям, обогащение словаря детей.
Используемый материал: пиктограмма, коврик, музыка.
Содержание:Дети сидят в кругу на ковре. В центре карточки с изображением различных оттенков настроений. Педагог предлагает взять карточки, которые больше всего подходят больше всего вашему настроению. После того, как дети возьмут подходящую для себя карточку. Педагог делает вывод, какое настроение у детей - грустное, веселое, задумчивое. А что надо для того, чтобы настроение улучшилось? Давайте рассмеёмся и забудем о плохом настроении.
4. «Я и другие»
Цель: Формирование доброжелательного отношение друг к другу, развитие в детях умения выражать своё отношение к другим, (если нужно критично, но тактично.)
Используемый материал: клубок ниток, спокойная музыка.
Содержание: Дети в кругу. В руках у педагога клубок ниток.
Педагог: Вы дружите много лет, и вы все знает друг друга. Все вы раз-ные, знаете достоинства и недостатки друг друга. А что бы вы могли пожелать друг другу, чтобы стать лучше? Звучит музыка, дети говорят пожелания друг другу. Педагог говорит пожелание рядом сидящему ребёнку (пример: чтобы он меньше плакал и больше играл с детьми.) Затем педагог передает клубок ребёнку (ребенок говорит пожелание рядом сидящему) и. т. д., потом клубок возвращается к педагогу. Дети закрывают глаза и представляют, что они едины.
5. «Мир моих фантазий»
Цель: Развитие воображения, коммуникативных навыков, доброжелательного отношения друг к другу.
Материал: стульчик на каждого ребёнка, цветик - Семицветик.
Содержание: Дети на стульчиках в кругу. Педагог обращает их внимание на Цветик - Семицветик, который держит в руках: «Помните сказку о девочке, у которой был волшебный цветок, его лепестки выполняли заветное желание:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели!
Педагог: Представьте себе, что есть волшебник, который выполнит любые желания. Для этого надо оторвать один лепесток и загадать желание и рассказать о своей мечте. «Дети по очереди отрывают лепестки и рассказывают, чего бы они хотели».
Педагог: Дети, какое желание вам больше всего понравилось. У каждого ребенка были разные желания, у одних о себе, у других они связаны с друзьями, с родителями. Но все желания детей обязательно сбудутся.