Папки-передвижки

Устное народное творчество (малые формы фольклора, сказки) как средство познавательно-речевого развития (часть II)

Алла Ляху
Устное народное творчество (малые формы фольклора, сказки) как средство познавательно-речевого развития (часть II)
▼ Скачать + Заказать документы

часть 1

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Публикация «Устное народное творчество (малые формы фольклора, сказки) как средство познавательно-речевого развития (часть II)» размещена в разделах

Художественная система русского фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений - былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы - частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.

Пословицы и поговорки - элемент русской устной речи и наряду с другими устоявшимися разговорными формулами : присловьями, приговорками, побасенками, пожеланиями, приветствиями, шутливыми советами, небылицами - красят речь, делают красной, образной.

Веками формировался состав русских пословиц и поговорок. Основа их возникновения едина - трудовой опыт, наблюдательность, острый ум русского народа, а также художественный свойства и возможности нашего языка. Какая-то небольшая часть пословиц произошла из сказок, басен, загадок, песен. Например: «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»; «битый небитого везет».

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.

Русские народные загадки - один из древнейших жанров русского фольклора.

В "Литературной энциклопедии" загадка характеризуется как "замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего".

По определению известного фольклориста В. И. Чичерова, "загадка - это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса". Другой советский фольклорист, В. П. Аникин, определяет загадку как "мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления".

Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.

Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы шифровки различны. От способа шифровки зависит тип логической задачи, ее сложность, а, следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение.

Публикации по теме:

Художественная литература в жизни ребёнка. Консультация для родителей младшей группы Проблема литературного развития детей на сегодняшний день волнует многих специалистов: учителей, воспитателей, психологов и др. Очень много.

Рисунки на конкурс «Я карандаш с бумагой взял…»Рисунки на конкурс «Я карандаш с бумагой взял…» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Устное народное творчество (малые формы фольклора, сказки) как средство познавательно-речевого развития (часть II)
Опубликовано: 15 июня 2014 в 08:23
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Устное народное творчество (малые формы фольклора, сказки) как средство познавательно-речевого развития (часть II)» (включая файлы) размещена пользователем Алла Ляху в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД