Анастасия Беленко
Консультация для родителей «Успешная адаптация к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Успешная адаптация к детскому саду
Уважаемые родители!
В жизни каждого ребенка, рано или поздно наступает момент, когда он становится взрослее, и приходит пора расставаться с любимой мамой и отправляться в компанию таких же «взрослых» малышей в детский сад.
Безусловно, всех родителей беспокоит вопрос адаптации к детскому саду, и каждый хочет, чтобы для ребенка она прошла наиболее безболезненно.
Публикация «Консультация для родителей „Успешная адаптация к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Мы расскажем Вам, как правильно настроить ребенка к посещению детского сада, как максимально сгладить все негативные моменты адаптационного периода.
Как правило, время первого посещения детского сада совпадает кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. Так называемым кризисом трех лет.
Мы постараемся дать Вам советы как пережить этот период без последствий для психики ребенка и родителей и выйти из кризисного возраста.
С более подробной информацией об адаптации можно ознакомиться в книгах:
А. С. Русаков «Адаптация ребенка к детскому саду: советы педагогам и родителям»,
Т. А. Куликова «Семейная психология и домашнее воспитание»,
Млодик И. Ю., Ивлева И. А., Сафуанова О. В. «Консультирование родителей в детском саду. Возрастные особенности детей»
Первый раз в детский сад
Адаптация к детскому саду – тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.
Как выражается адаптация в поведении ребенка:
- появляются черты свойственные детям в младшем возрасте (примитивная речь, временно разрушение некоторых навыков (например, навыка опрятности);
- случаются неврогенные нарушения (срыгивания, рвота, временное повышение температуры, появление сыпи);
- возможность заболевания ребенка ОРЗ.
Выделяют три фазы адаптации:
1. Острая фаза, или период дезадаптации
2. Собственно адаптация
3. Фаза компенсации
Выделяют три степени адаптации: легкую (15 – 30 дней, среднюю (30 – 60 дней) и тяжелую (от 2 до 6 месяцев)
Рекомендации родителям:
Необходимо приблизить домашний режим к режиму детского сада, упорядочить часы сна, бодрствования, приема пищи, прогулки.
Ознакомьтесь с меню детского сада, постарайтесь дома готовить те же блюда, чтобы ребенок привыкал к их вкусу.
Помогите ему научиться элементарным навыкам самообслуживания (сходить в туалет, самостоятельно кушать, пользоваться столовыми прибо-рами, одеваться и раздеваться)
Подготовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми.
Приучать ребенка к детскому саду нужно постепенно. Расскажите о том, что такое детский сад. Погуляйте рядом с садом, куда будет ходить ребенок, понаблюдайте за детьми на прогулке. Попросите воспитателя не-сколько раз погулять вместе с детьми.
Первые дни посещения оставляйте ребенка в саду на пару часов, постепенно увеличивайте этот интервал, забирая его с прогулки, сразу после обеда. На 2-3 неделе посещения можно оставить ребенка на дневной сон, после которого сразу забрать, через несколько дней прийти после полдника. Через 1 -2 недели можно перейти на обычный режим. Не затягивайте процесс адаптации, иначе ребенок привыкнет к своему особому положению.
Никогда не пугайте ребенка детским садом или воспитательницей. Важно создавать положительный образ детского сада.
Не забудьте подготовить все необходимые вещи для детского сада. В шкафчике должна быть сменная обувь, запасная одежда, спортивная форма, чешки для музыкальных занятий.
Разрешите ребенку взять с собой любимую игрушку (не мягкую, пусть игрушка тоже ходит в сад, знакомиться с другими игрушками. Расспрашивайте, что с ней происходило в течение дня, кто с ней дружил, кто обидел, не было ли ей грустно.
Общайтесь с воспитателем, интересуйтесь, как вел себя малыш среди сверстников.
Одна из самых распространенных проблем — утренний плач ребенка при расставании с родителями. Важно не поддаваться на провокации и дать понять, что в садик ходить придется. Твердо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо, что вы его любите и обязательно придете за ним в определенный час. Сократите «сцену прощания». Как правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребенок успокаивается. Создайте свой «ритуал прощания» И конечно, не забудьте похвалить его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.
По дороге домой поговорите с ребенком, узнайте, что было за день хорошего, а что не очень удалось, чем дети занимались, с кем ребенок играл, что узнал нового.
Имейте в виду, что проблемы адаптации ребенка в садике могут возобновиться после праздников, каникул, а также при серьезном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время пребывания ребенка в детском саду либо в течение какого-то времени по договоренности с воспитателем устраивать перерыв в середине недели.
Кризис трех лет
К трем годам заканчивается этап «слияния» ребенка с матерью, у малыша резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, соответственно, изменяется его поведение. Этот период – один из наиболее трудных в жизни ребенка – называется кризисом трех лет.
Основные проявления кризиса:
НЕГАТИВИЗМ – ребенок категорически отказывается делать то, о чем его просят, или делает все наоборот.
УПРЯМСТВО И СТРОПТИВОСТЬ – ребенок категорично настаивает на чем-то. Он недоволен всем, что ему предлагают или что делают другие.
СВОЕВОЛИЕ – ребенок хочет делать все сам, стремится к самостоя-тельности, к которой часто еще не готов.
ОБЕСЦЕНИВАНИЕ – обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше.
ПРОТЕСТ-БУНТ И ДЕСПОТИЗМ – проявляются в частых ссорах с родителями: ребенок стремиться диктовать всем свою волю.
Что могут сделать родители:
Прежде всего, не считайте ребенка избалованным, испорченным, помните, что это естественный этап его развития.
Наберитесь терпения, вооружитесь специальными приемами и помогите ему благополучно пройти через этот период.
Как помочь ребенку?
Постарайтесь увидеть позитивные стороны проявлений кризиса: упрямство – это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего Я; эгоизм – проявление чувства собственного достоинства и т. п., вам будет легче принять происходящие в ребенке изменения.
Продумайте стратегию поведения по отношению к ребенку: когда и на чем настаивать, с чем в его поведении мириться, и запишите все свои требования. Важно решить, чего вы будете требовать строго, а где пойдете на уступки.
Будьте настойчивы и последовательны. Если вы сказали «нет», не меняйте позиции.
Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Обычно пик упрямства приходится на 2,5 – 3 года. В кризисный период приступы упрямства и капризности могут случаться у детей по 5 раз в день, а у некоторых чаще.
Примите к сведению приступ капризности, но не очень волнуйтесь за ребенка. Оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
Не пытайтесь в это время что-либо внушать ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки – вообще не допусти-мы.
Не сдавайтесь, даже когда приступ у ребенка протекает в общественных местах. Чаще помогает только одно – взять его за руку и увести. Капризность требует зрителей, не привлекайте посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка!» Ребенку только этого и нужно.
Постарайтесь переключить внимание ребенка: «А что это там за окном воробьи делают?» - подобные отвлекающие маневры за-интригуют капризулю, он успокоится.
Переключение сработает быстрее, если ребенок услышит в вашей интонации искренний интерес.
Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, и здесь вам помогут фантазия и юмор.