Людмила Харюткина
Условия полоролевого воспитания в ДОУ и семье
▼ Скачать + Заказать документы
Половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания, активной, социально ориентированной помощью личности в её психосексуальном развитии- процессе физеологического, социального и психологического формирования человека как представителя мужского или женского пола.
В половом воспитании выделяют две взаимосвязанные стороны: половое просвещение- оно помогает правильно осознавать особенности полов и отношения между ними - и особенно половое воспитание, помогающее вырабатывать установки поиска и реализации своей психосексуальной индивидуальности в отношениях полов.
Публикация «Условия полоролевого воспитания в ДОУ и семье» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ. Начало полового воспитания приходится на ранний детский возраст, а первыми наставниками считаются родители, в известной степени, - воспитатели именно к ним обращается ребенок с первым вопросами о поле, о телесных различиях между мальчиками и девочками. Если ребенок не получает разумного ответа, когда этот вопрос возникает, он может сделать свои собственные выводы. Важно не относиться к этому как к нездоровому сексуальному интересу. Для маленького ребенка этот вопрос также нужен,как и все другие. Не следует просить его замолчать или ругать, или отказываться отвечать. Но с другой стороны, не нужно превращать ответ на этот вопрос в серьёзную лекцию. Постарайтесь понятно объяснить, что девочки рождаются не такими, как мальчики, что так и должно быть. Маленькому ребёнку легче объяснить на примерах. Скажите ему, что он такой же как пап,брат, дядя, а девочка - такая же, как мама.
В младшем дошкольном возрасте активно познаются названия полов, особенности внешнего облика их представителей. Ребенок усваивает свою половую принадлежность, но ещё не осознаёт, каким содержанием должны быть наполнены слова"мальчик" и "девочка". На это содержание и должна быть направлена работа воспитателя : дидактические игры "Отбери одежду для мальчика и для девочки","Семья","Кому какой предмет- инструмент, игрушка,и пр. ", беседа"Чем ты любишь заниматься?" выявляет интересы детей и пр.
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ. Дифференциация маленьким ребенком людей в зависимости от их пола, разделение на "дядей" и "тетей", мальчиков и девочек и осознание себя представителем определенного пола основывается на воспитании анатомических половых различий. Возрастает интерес к механизму деторождения.
И это не должно пугать. Необходимо дать простой и правильный ответ,например, что ребенок растет в специальном месте внутри мамы из семени. Ребенка в этом возрасте вполне удовлетворяет такой ответ.
Целесообразно проведение с детьми беседы на тему: "Чем отличаются мальчики и девочки?", в процессе которой не только стоит обратить внимание на различие во внешнем виде девочек и мальчиков, но и сделать акцент на различные интересы, игры, идеалы, поведение. В конце беседы можно предложить детям рисование на тему "Мальчики и девочки нашей группы".
В группе определенным образом должна быть организована предметная среда, т. е. представленные игрушки, атрибуты для игр, игровые уголки, в которых ребенок мог бы проявить себя как представитель определенного пола.
Эти же задачи решает и ознакомление детей с людьми разных профессий, в ходе которых используются:
-чтение литературных произведений;
-экскурсии;
-сюжетно - ролевые игры.
В сюжетно-ролевых играх должна осуществляться четкая дифференциация ролей, в которых проявляются различные черты характера, свойственные мужскому или женскому полу.
Интересны и такие формы работы, как проведение вечеров досуга, формирующих и закрепляющих у детей правила внимательного и уважительного отношения к представителям противоположного пола("Праздник вежливости", "День мужества","Мисс детский сад", "Богатырская сила", "Конкурс мастерства", "Умелые руки не знают скуки" и тд.)
К концу среднего возраста ребенок должен осуществлять себя, отождествлять с соответствующим возрастом и полом.
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ. К семи годам дети должны знать об основных различиях полов, роли матери, отца, о своём появлении на свет.
С целью расширения представлений детей об эталонах мужественности и женственности можно проводить беседы о профессиях, свойственных определённому полу, вечера досуга "Мамины помошники", "Сильные, смелые, ловкие", "Страна мужественности", "Страна женственности" - сочинение историй.
Рассматривание иллюстраций с античными фигурами в скульптуре и на картинах окажет положительное влияние на формирование здорового отношения к обнаженному телу,выработку видеть его красоту.
Полезно и проведение физкультурных праздников, на которых мальчики показывают своё мастерство в силе, ловкости, быстроте, а девочки состязаются в гибкости, грации, музыкальности, ручном умении: "А ну- ка, мальчики!" и "А ну-ка, девочки!".
Игры в семью помогут объединению мальчиков и девочек, побуждению их к совместной деятельности.
а к праздникам 8 марта, 23 февраля, 14 февраля детям предлагаетс сделать подарки не только взрослым, но и друг для друга.
Решение проблемных ситуаций,заданных в игровой форме ("Как бы ты поступил?", "Что нужно здесь сделать?", учат ребят выбрать тот тип поведения, который соответствует требованиям половых качеств.
Отдельное место следует отвести беседам о маме и папе их ролях в семье.
Целесообразно в старшем дошкольном возрасте знакомить детей с доступными их возрасту научными знаниями о том,какие отношения связывают мужчину и женщину, о рождении ребенка.
СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ. В семье полоролевые ориентации детей направляются родителями, а среда сверстников образует необходимые условия для закрепления и отработки полоролевых стереотипов. При работе с родителями предлагается использовать как групповые занятия, так и индивидуальные консультации. Индивидуальные консультации проводятся с целью оказания помощи родителям при возникновении каких-либо проблем или вопросов по половому воспитанию конкретного ребенка.
Групповые занятия предпологают :
-лекции на темы:"В какие игры играет ваш ребенок", ""острые" вопросы и как на них отвечать" и др.
-обмен опытом родителей по проблемам полового воспитания, практикумы, помогающиедоступно отвечать на детские вопросы.