Мария Орлова
Условия использования проектной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основным направлением проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Рассмотрим целесообразность использования метода проектов в патриотическом воспитании старших дошкольников.
Публикация «Условия использования проектной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Во-первых, метод проектов позволяет ребенку почувствовать себя исследователем. Не секрет, что в детских садах иногда пытаются сделать детей энциклопедистами. Запастись знаниями «впрок» никому не удается. Главное - научить ребенка пользоваться источниками информации [11].
Во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности» [11; с. 83].
Использование метода проектов в системе руководства патриотическим воспитанием в дошкольном учреждении можно считать наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта :
Педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем, использовать в работе современные формы работы.
Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе патриотического воспитания.
Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями» [2; с. 11].
Возможность использования метода проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками обеспечивается характеристиками данного возраста.
Это, прежде всего любознательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребенка вопросы. К старшему дошкольному возрасту внимание у детей становится более устойчивым, наблюдательность - более дифференцированной и долгосрочной, развиваются способности к началам анализа, синтеза, самооценке, появляется стремление к совместной деятельности. Проявляются стремление к совместной деятельности с товарищами, взрослыми, желание быть значимым и полезным, умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе.
Проектная деятельность отвечает возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
Среди них можно выделить :
-непосредственную связь с жизнью, интересными событиями и необычными -свойствами привычных предметов;
-возможность достичь объективно и субъективно значимого результата; широкий спектр видов деятельности;
·-важность не только результата, но и процесса и способов его достижения;
·-возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения».
Основным направлением данной работы является создание оптимальных условий для формирования нравственно - патриотических чувств у дошкольников через использование проектной деятельности.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
-создание культурно - образовательной среды в группе;
-повышение компетентности родителей в решении задач, связанных с нравственно - патриотическим воспитанием;
-объединение усилий семьи, педагогов и социальных партнеров по вопросам формирования у старших дошкольников нравственно - патриотических чувств;
-способствование общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа;
-воспитание нравственно - патриотических качеств: гуманизма, гордости, желание сохранить и приумножить богатства своего родного края, страны;
-ориентирование родителей на нравственно - патриотическое воспитание детей в семье.
Комплексное взаимодействие всех субъектов деятельности, направленное на формирование нравственно - патриотических чувств дошкольника осуществляется на условиях :
-гуманизации отношений;
-равноправного сотрудничества;
-деятельностного подхода со стороны всех участников образовательного процесса.
При этом сотрудничество строится на основе педагогических принципов:
-принцип взаимосотрудничества - представляет собой способ организации совместной деятельности и направлен на взаимовыгодное развитие всех субъектов социокультурного пространства;
-принцип гуманизации - установление подлинно человеческих, равноправных и партнёрских отношений, направленных на сохранение социально - эмоционального здоровья ребёнка;
-принцип деятельного подхода - упор делается на том объединение всех программ в одно предметное поле, развивающую среду;
культурологический принцип положен в основу отбора содержания образования. Именно единство ценностей составляет психологическое ядро ощущений собственной принадлежности к какому-то народу, государству.
-принцип индивидуально - дифференцированного подхода - ориентирован на каждого ребёнка, где ему создают условия для реализации индивидуальных качеств и способностей.
Для реализации этих принципов необходима благоприятная развивающая среда. Взаимодействие с семьёй и социумом осуществляется через проведение совместных мероприятий, направленных на формирование устойчивых нравственно - патриотических качеств и благоприятную адаптацию детей в обществе.
Для этого в группе создаётся такая атмосфера, в которой преобладают доверительные гуманные отношения, перспективы личностного роста. В ней заложены возможности творчества, эстетического и нравственно - патриотического развития, получения наслаждения от совместного общения и действий в целом.
Работа по нравственно - патриотическому воспитанию ведё тся по следующим направлениям:
-развитие поискового поведения у дошкольников;
-формирование знаниевого компонента;
-воспитание нравственно - патриотических чувств.
В содержание проектов были включены разнообразные мероприятия, с применением различных форм и методов работы: занятия, праздники, экскурсии, игры. Публичное представление продукта проектной деятельности происходило на выставках, конкурсах, практических занятиях, акциях.
Для формирования поискового поведения, развития любознательности широко используется метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, опытно-исследовательскую деятельность. Наилучшего результата в работе педагог достиг, объединив фольклорный, краеведческий, культурологический, исторический, литературный материал, используя разнообразные формы и методы работы.
Применение метода проектирования актуально и очень эффективно. Оно дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать получаемые знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что способствует качественному формированию нравственно-патриотических чувств и в дальнейшем позволяет успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
2.2. Организация проектной деятельности в гражданско-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста
В своем исследовании я обращусь к педагогическому словарю, чтобы дать определение «проекту» и «проектной деятельности» в ДОУ.
Проект – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Проектная деятельность – это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.
Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие оказывается невозможным. В ходе деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи и выбирает оптимальный способ решения. В развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста Е. С. Евдокимовой были выделены три этапа, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, творческих, проблемных методов.
Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Используя метод проектов в работе, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателя и детей.
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие детской инициативы, свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.
Задачи развития:
1) Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2) Развитие познавательных способностей;
3) Развитие творческого воображения;
4) Развитие творческого мышления;
5) Развитие коммуникативных навыков.
Рассмотрим задачи исследовательской деятельности, которые специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте :
– вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
– активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
– формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте :
– формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
– развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
– формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
– развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, Т. А. Данилина, Л. С. Киселева, выделяют четыре основных этапа:
1. Определение цели.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели (к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу, в каких источниках можно найти информацию и пр.)
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта (см. Таблицу 1)
Таблица 1
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
этап 1. Формулирует проблему (цель).
(При постановке цели определяется и продукт проекта.)
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (не жёстко) 1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта
этап 4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность.
6. Организует деятельность 5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа
этап 7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта 7. Формирование специфических знаний, умений навыков
этап 9. Подготовка к презентации.
Презентация.
8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности
Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта.
Проектная технология предполагает:
наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
самостоятельную деятельность воспитанника;
структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
использование исследовательских методов, т. е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, формулирование выводов и обобщений.
Изучив разные источники, за основу взяла Н. А. Коротковой.
Структура проекта :
Цель проекта (для педагога – чему учить и конкретная для ребенка – то, к чему будет стремиться сам ребенок)
Задачи – ставятся 3 основные задачи – для детей (их несколько, для педагога и для родителей.
Реализация содержания проекта через интеграцию образовательных областей.
Предполагаемый результат (что должно сформироваться у детей в ходе задуманного проекта)
Схема планирования реализации проекта по этапам и видам детской деятельности.
Продукты проекта.
Результат проекта : (достигнута ли цель и поставленные задачи, как данный проект повлиял на развитие ребенка)
Портфолио проекта : конспекты, эскизы, чертежи, зарисовки, индивидуальные задания детям, рисунки, собранная информация по теме, результаты исследования, сценарий презентации, фото.
Работа над реализацией проекта
Первый этап – проблематизация.
Задача – создать проблемную ситуацию, проблема должна быть актуальной, её разрешение посильно детям, соответствовать материально-техническим возможностям. Один из способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов» : 1. Что знаю? 2. Чего хочу узнать? 3. Как узнать?
На данном этапе диалог с детьми способствует не только развитию саморефлексии ребенка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.
Последовательность работы на данном этапе:
постановка цели, исходя из потребностей и интересов ребенка;
вовлечение детей в решение проблемы;
составление плана движения к цели (поддерживаю интерес детей и родителей);
обсуждение плана с семьями;
обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ;
разработка схемы проведения проекта, обсуждение с детьми и родителями.
Второй этап – реализация проекта.
Реализация проекта происходит через различные виды деятельности. Задача на данном этапе – создать в группе условия для осуществления детских замыслов.
Последовательность работы на данном этапе:
проведение разных видов деятельности, игры, наблюдения, поездки;
распределение домашнего задания родителям и детям;
поощрение самостоятельных творческих работ детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.) используя экран участия, фишки, накопительную ромашку и т. д.
Третий этап – презентация проекта.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей.
Задача на данном этапе – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.).
Последовательность работы на данном этапе:
организация презентации проекта (праздник, занятие, досуг, составление книги, альбома совместно с детьми и др. ;
подведение итогов (выступление на педсовете, родительском собрании, обобщение опыта работы);
важно учесть время проведения, длительность, особенности сценария, проведение финала (чайпитие, круглый стол для обмена мнениями).
Четвертый этап – рефлексия (осознание трудностей, с которыми столкнулись)
При организации проектной деятельности в детском саду я учитываю:
1) Несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности. Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве — она ориентирована на разработанные конспекты, строгую логику перехода от одной части программы к другой и т. п. Проектная деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм.
2) Неразличение субъектной и объектной позиции ребенка. Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в объектной позиции. В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности.
3) Необходимость формирования субъектной позиции педагога. Проектная деятельность — сложноорганизованный процесс, предполагающий системные преобразования всего педагогического процесса в ДОУ. В первую очередь изменения касаются режима образовательного процесса. Полноценная творческая группа должна реализовывать две основные функции: осуществлять мониторинг проектной деятельности и способствовать формированию личной философии профессиональной деятельности педагогов. Диагностика проектной деятельности подразумевает систематическое отслеживание текущих и промежуточных результатов, а также их оценивание как проблемных или успешных. Формирование личностной философии профессиональной деятельности педагогов в большей мере связано с пониманием собственной роли в организации совместной деятельности с детьми, своего отношения к ситуации, с открытием новых профессиональных возможностей.
Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Рассмотрим классификацию проектов : (см. Таблицу 2)
Таблица 2.
Классификация проектов
по видам исследовательский;
ролевой;
информационный;
практико-ориентированный;
творческий;
по содержанию монопроекты, создаваемые в рамках одной образовательной области (экологический, музыкальный, спортивный);
межпредметные, затрагивающие 2 – 3 образовательные области.
по характеру руководства открытое руководство, когда педагог открыто руководит проектом, обучая детей, подсказывает (характерна в младших группах, при первом знакомстве);
скрытое руководство, когда педагог только незаметно направляет деятельность детей (характерна для старших, давно знакомых с проектами).
по числу участников индивидуальный, когда каждый ребенок создает свой проект;
парный, когда ребенок действует совместно с родителями;
групповой и коллективный, когда распределяются на группы, а затем дети самостоятельно осуществляют данную деятельность.
по продолжительности краткосрочный (одно или несколько занятий, несколько дней);
средней продолжительности (от недели до месяца);
долгосрочный (от месяца до года).
по характеру контактов внутригрупповой,
межгрупповой,
региональный.
В своей практике использую следующие виды проектов :
– исследовательский: полностью подчинен логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
– ролевые, игровые: участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта;
– ознакомительно-ориентировочные (информационные) : сбор информации о каком-либо объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с данной информацией, ее анализ и обобщение фактов;
– практико-ориентированные (прикладные) : результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников;
– творческие: предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна.
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому, начиная с младшего возраста, использую ролевые, игровые и творческие проекты.
Тематика проектов касается проблем формирования культуры семейной жизни с учетом интересов и способностей воспитанников. Тема проектов предлагается самими воспитанниками, они ориентируются на собственные творческие, прикладные интересы. В реализуемом проекте тема определилась практической значимостью вопроса, его актуальностью, а именно 70-летием победы в Великой Отечественной войне.