Людмила Васюткина
Консультация для педагогов «Уроки добра»
▼ Скачать + Заказать документы
Уроки добра.
Проблема воспитания доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и другому.
Уважение, забота, внимание к людям, к их нуждам и самочувствию не могут возникнуть у маленького ребенка сами по себе в ответ на заботу и любовь, проявляемые по отношению к ним со стороны других людей. Нельзя рассчитывать на то, что если ребенок является свидетелем добрых отношений людей, то и сам станет поступать так же. Этого мало. Пассивное воспитание примера не может создать у ребенка стремление к подражанию. Добрые чувства надо пробуждать.
Публикация «Консультация для педагогов „Уроки добра“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений, я использую все доступные формы и методы работы:
• дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры;
• непосредственно образовательную деятельность;
• моделирование и анализ заданных ситуаций;
• сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;
• беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;
• рассматривание картин и иллюстраций;
• решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов;
• организация выставок детского творчества;
• работа с родителями.
В своей работе с детьми я всегда стремлюсь создать обстановку эмоционального комфорта для каждого ребенка. Доброта детей начинается с доброты взрослых. Каждое утро в нашей группе начинается с круга приветствий.
1. «Утро радостных встреч» - настраивает детей на весь день, помогает обрести душевный комфорт и равновесие, сблизить детей и взрослых, поделиться своими радостями и переживаниями.
2. Игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства других детей.
Во время игр дети учатся распознавать эмоции других и владеть своими чувствами; сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений; выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств; взаимодействовать и сотрудничать.
3. Художественная литература играет огромную роль в развитии человечности, гуманных качеств личности.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
Одним из эффективных средств развития доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста является сказка. В сказке никто не учит ребёнка «жить правильно». События сказочного сюжета естественно и последовательно вытекают одно из другого. Дети стремятся воспользоваться примером положительного героя в решении своих проблем.
4. Релаксация и психогимнастика помогают развивать доброжелательные отношения между детьми.
Упражнения направлены на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка: «Жадный пес», «Злюка», «Гроза», «Смелый заяц», «Цветок», «Ласка». Сами названия игр говорят о том, какие качества я воспитываю у детей.
5. Решение проблемных ситуаций ведет к глубокому переживанию поступков других детей:
1) воспитывается отзывчивое отношение к окружающим;
2) активизируется собственный опыт переживаний детей в конкретной ситуации;
3) формируется умение находить разные способы решения.
6. Театрализованная деятельность помогает создать в группе атмосферу общности, а это означает необходимость согласовывать свои действия с поступками другого, ставить себя на место друга. От того насколько разносторонним будет общение ребенка с окружающими его людьми, в том числе и сверстниками, зависит в конечном счете склад личности человека, его творческий потенциал.
7. Значимым фактором создания доброжелательного климата в группе является участие родителей в играх детей.
Немаловажное условие развитие доброжелательности и других нравственных качеств – это пример взрослых. Внимательное, доброе отношение к детям оставляет глубокий след в их сознании, находит отклик в играх, содействует развитию нравственных начал.
В результате проделанной работы дети стали отзывчивее и доброжелательнее, они не только сами поступают правильно, но и замечают недостатки в поведении других детей и взрослых, делают им замечания и наставления.
Так хочется, чтобы добра на планете Земля становилось больше! Так хочется, чтобы мы не опоздали с этим главным вопросом! Так хочется, чтобы нам удалось воспитать особый вид нравственной целеустремленности: пусть дети помнят добро, забывают зло и обиды, пусть они уже в детстве узнают, что добро, любовь мудрее, сильнее зла.