Лилякова Валентина
Урок русского языка в 7 классе, коррекционной школы «Глаголы в речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить умение правильно употреблять глаголы в речи.
Задачи:
1. Совершенствовать навык распознания глаголов среди других частей речи;
2. Развивать произвольное внимание, память, мышление через игру «Подбери глагол»;
3. Прививать интерес к предмету через использование наглядности, коррекционных игр и загадок.
Тип урока : комбинированный.
Оборудование:
• индивидуально-дифференцированные карточки;
Публикация «Урок русского языка в 7 классе, коррекционной школы „Глаголы в речи“» размещена в разделах
• слова о глаголе;
• таблица-памятка «Глагол как часть речи»;
• мяч;
• 2 листа со словами для игры «Подбери глаголы».
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, положительный эмоциональный настрой учащихся.
- Открываем тетради и записываем число и классная работа.
II. Проверка домашнего задания.
- Давайте проверим, как вы справились с домашним заданием. Вы работали на карточках и должны были определить действие глагола. Давайте вспомним, какие действия называет глагол :
- Глагол называет самые разнообразные действия:
движение
звучание
речь
трудовые процессы
чувства
поступки
цвет
Карточки (определить действие глагола) :
Радоваться (чувства, заботиться (поступки, переспросить (речь, тряхнуть (действие, учить (трудовые процессы, свистеть (звучание, грустить (чувства).
- Докажите, что эти слова являются глаголами. (Дети пользуются таблицей-памяткой «Глагол как часть речи»)
Глагол – это часть речи, которая обозначает действия предмета.
Глаголы отвечают на вопросы
Что делать? Что делает? Что делал? Что будет делать? Что сделать?
III. Словарная работа:
Отгадайте загадку:
Это важный показатель,
Градусник - ее приятель.
Если жарко - высока,
А в мороз она низка.
- Правильно, температура. О какой температуре идет речь? (о температуре воздуха)
- А еще какое значение имеет это словарное слово? (определяет здоровье человека)
- Записать слово в тетрадь и проверить по словарику (один человек работает у доски)
IV. Сообщение темы и целей урока :
Слова на доске:
…. ракета. Люди … здание.
…. сады, и хлеб в полях … .
- все ли понятно или чего-то не хватает?
( Дети размещают карточки со словами: Летит, строят, Цветут, растет)
- Какой частью речи являются эти слова? (Глаголы)
- Для чего нужны глаголы? (Без них не понять, какое действие совершает предмет.)
- Что без меня предметы? Лишь названья.
Но я приду - все в действие придет:
Летит ракета. Люди строят здание.
Цветут сады, и хлеб в полях растет.
- О каких бы событиях вы не рассказывали друг другу, вам не обойтись без глаголов. Глагол занимает одно из главных мест в нашей речи. И сегодня на уроке мы подтвердим, что глаголы занимают огромную роль в нашей речи.
- Записываем тему урока : Роль глагола в речи.
V. Физ. минутка.
- Сейчас давайте поиграем в игру «Делай всё наоборот». Я вам буду называть действия, а вы будете выполнять противоположные по значению.
Сядьте, стойте, идите, откройте глаза, опустите руки, закройте глаза, поднимите руки, встаньте.
- Молодцы! А теперь я называю глагол и кидаю вам мячик, а вы называете противоположный по значению глагол и возвращаете мяч мне.
Молчать – …. (говорить)
Отдыхать – …. (работать)
Встречать – …. (провожать)
Лежать – …. (стоять)
Терять – …. (находить)
Ненавидеть – …. (любить)
Открыть – …. (закрыть)
- Молодцы! Немного отдохнули, а теперь продолжим наш урок.
- Мы не зря сейчас с вами выполняли эту физ. минутку. Она вам поможет выполнить следующее задание.
VI. Упражнения на закрепление.
1. Работа с учебником.
Страница 187 – 188 упражнение 236. Разобрать устно все загадки. Записать в тетрадь. Слабые учащиеся записывают две загадки. Глаголы подчеркнуть одной чертой.
2. Следующее задание требует от вас внимательности, поэтому сначала поиграем:
Игра «Я грамотей»
– Чтобы стать грамотным человеком, нужно много трудиться. Назовите глаголы, которые описывают ваш труд в школе.
Пример учителя: объясняю.
Ответы детей: слушаю, думаю, запоминаю, учу, пишу, пересказываю, говорю, рассказываю, решаю, читаю, сочиняю…
Индивидуально-дифференцированные карточки: вставить вместо точек глаголы, которые характеризуют действие данного предмета.
1 вариант: Весна. На телеграфном столбе … ворона. Над лесной проталиной … жаворонок. Сорока … на ветке. Под снегом в лощине … вода.
2 вариант: Весна. На телеграфном столбе … ворона. Над лесной проталиной … жаворонок. Сорока … на ветке. Под снегом в лощине … вода.
Я … на пенек, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках … свист, щебетанье и все живое … приходу весны.
( Опорные слова для слабых учащихся: идет, дремлет, распелся, прыгает, хлюпает)
- Назовите, какие глаголы вы вставили.
- Проверка: 2 – 3 учащихся читают полученные тексты.
VII. Подведение итогов.
- Какую часть речи мы сегодня изучали на уроке?
- Что такое глагол?
- На какие вопросы отвечает?
- Какова роль глагола в речи?
- Ребята, скажите с помощью глаголов, что вы делали на уроке?
VIII. Домашнее задание.
Страница 188 упражнение 237.