Валентина Гойколова
Урок русского языка. 5 класс. Самостоятельные и служебные части речи
▼ Скачать + Заказать документы
Урок № ___ 5 класс "___"___
Тема: Части речи. Орфография. Глагол.
Орфография. Имя существительное
Цели: Научиться распознавать части речи, отличать самостоятельные от служебных.
Задачи:
1. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи,
Публикация «Урок русского языка, 5 класс, Самостоятельные и служебные части речи» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Части речи. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Тип урока : комбинированный
Ход:
I. Орг. м.
2. П. ц.
Орфографическая разминка.
Подъезд, батальон, соловьи, объем, адъютант, подьячий, изъян, сэкономить, барьер, медальон, сузить, предутренний.
III. Объяснение новой темы.
Работа с таблицей.
На доске таблицы «Части речи». Учащиеся знакомятся с таблицами и записывают по одному примеру для каждой части речи. Подготавливают связное сообщение по теме
«Самостоятельные и служебные части речи».
Части речи пример пример пример
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Имя числительное
Местоимение
Наречие
"Служебные части речи"
Части речи Пример Пример Пример
Предлоги
Союзы
Частицы
Беседа по таблицам.
- Скажите, сколько всего частей речи в русском языке, на какие группы они делятся.
- Приведите примеры частей речи.
4. Фронтальный опрос учащихся, направленный на закрепление и систематизацию знаний о глаголе и имени существительном.
- Что обозначает существительное?
- На какие вопросы отвечает существительное?
- Как изменяется существительное?
- Каким членом предложения может быть?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Какие времена глагола вы знаете?
- Что вы можете сказать о лице глагола?
- Изменяется ли глагол по родам?
5. Закрепление. Тренировочные упражнения.
Вставь пропущенные буквы. Запиши глаголы в два столбика.
Любишь кататься, люби и саночки возить. Не будешь лениться, так и дело не будет из рук валиться. Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. Не будешь стараться, без всего можешь остаться. Умел ошибиться, умей и поправиться. С умным не знаться – ума не набраться. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Неопределенная форма глагола
-ться Третье лицо единственного и множественного числа
-тся
6. Самостоятельная работа. Работаете в группах,
заполняете таблицу.
Части речи Слова
Имя существительное человек,
Имя прилагательное
Имя числительное
Глагол
Местоимение
Наречие
Предлоги
Союзы
Частицы
Междометия
Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, гав-гав, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, мяу-мяу, сегодня, вчера, мне, от, к, до, а, но, и, ли, не, ни, Ой! Эх! У!
Взаимопроверка:
Оценка за работу: нет ошибок – «5», 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»
- Попробуйте составить предложение из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда.
- Удалось ли вам это? Как называются эти части речи? Почему?
Предлоги: в, на, за, под, к, около, перед, из – за, из – под и др.
Предлоги употребляются с существительными и местоимениями и связывают их с другими самостоятельными словами.
Союзы: и, а, но, что, когда, если, потому что и др.
Союзы связывают члены предложения и части сложного предложения.
Частицы : не, бы, же, ли, разве, неужели и др.
Частицы придают оттенки значения членам предложения и всему предложению в целом.
7. Обобщение пройденного за урок.
Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.
- Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?
- Являются членами предложения самостоятельные? А служебные?
- Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных?
- Теперь посмотрим на таблицу и проверим, правильно ли мы ответили на вопросы.
Работа с таблицей.
Самостоятельные части речи Служебные части речи
1. Можно задать вопрос.
1. Нельзя задать вопрос.
2. Являются членами предложения.
2. Не являются членом предложения.
3. Имеют лексическое значение. 3. Не имеют лексического значения.
8. Рефлексия
1. Все ли удалось вспомнить о частях речи?
2. Что показалось затруднительным при выполнении заданий?
3. Поставьте оценку себе за урок с учетом той, что стоит в тетради за самостоятельную
работу.
9. Домашнее задание
Найти и записать 5 пословиц или поговорок с глаголами в форме 2-го лица единственного числа. Подчеркнуть эти глаголы. (Любишь кататься – люби и саночки возить.) Над каждым словом указать часть речи.