Людмила Васильевна Казакова
Урок «Железо и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Железо и его свойства
Задачи:
1. Проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков по теме; 2. Продолжить формирование общеучебных умений (осуществлять самоконтроль; сотрудничать; использовать компьютер). 3. Развивать умение использовать химическую терминологию; проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент; 4. Продолжить развитие познавательных интересов учащихся, ответственного, творческого отношения к труду;
Тип урока : изучение нового материала.
Публикация «Урок „Железо и его свойства“» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Реактивы и оборудование: Презентация (приложение 1). Коллекция минералов (бурый, красный, магнитный железняки, пирит под № 1-4). Тесты для ноутбуков (приложение 2, задание для индивидуальной работы.
Штатив, 8 пробирок, FeSO4, NaOH, FeCl3, KCNS. Аптечка.
Ход урока
I. Оргмомент.
Учитель. Хотелось бы начать урок с загадки (слайд 1)
Тема нашего урока - “ Железо и его соединения” (слайд 2).
Запишите в тетрадь дату и тему.
Цели урока : обобщение и систематизация знания по теме, совершенствование ваших коммуникативных и предметных умений и навыков.
- Сегодня в течение урока вам будет предложено выполнить несколько заданий за которые вы сами себе будете выставлять оценки, по результатам которых вы в конце урока выставите 1 общую.
- согласно плана изучения химического элемента мы с вами начнем с ИСТОРИИ ОТКРЫТИЯ
(Ира Вахрушева (слайд №3-4)
• Железо - один из семи металлов древности.
Весьма вероятно, что человек познакомился с железом метеоритного происхождения раньше, чем с другими металлами.
Метеоритное железо обычно легко отличить от земного, так как в нем почти всегда содержится от 5 до 30% никеля, чаще всего - 7-8%.
Железные изделия из метеоритного железа найдены в захоронениях, относящихся к очень давним временам (IV - V тысячелетиях до н. э., в Египте и Месопотамии. Однако железный век в Египте начался лишь с ХIIв. до н. э., а в других странах еще позднее. В древнерусской литературе слово железо фигурирует в древнейших памятниках (с XI в.) под названиями желъзо, железо
В древности и в средние века семь известных тогда металлов сопоставляли с семью планетами, что символизировало связь между металлами и небесными телами и небесное происхождение металлов. железо сопоставлялось с Меркурием и называлось меркурием, но позднее его стали сопоставлять с Марсом и называть марс (Mars, что, в частности, подчеркивало внешнее сходство красноватой окраски Марса с красными железными рудами.
Впрочем, некоторые народы не связывали название железа с небесным происхождением металла.
Так, у славянских народов железо называется по "функциональному" признаку.
Русское железо (южнославянское зализо, польское zelaso, и т. д.) имеет корень "лез" или "рез" (от слова лезо - лезвие). Такое словообразование прямо указывает на функцию предметов, изготовлявшихся из железа, -- режущих инструментов и
оружия.
- Рассмотрим НАХОЖДЕНИЕ В ПРИРОДЕ
Железо — после алюминия — самый распространенный в природе металл (общее содержание в земной коре — 4,65% по массе). Много железа находится и в небесных телах, что установлено по данным спектрального анализа. В образцах лунного грунта, которые доставила советская автоматическая станция «Луна», обнаружено железо в неокисленном состоянии
(слайд 5)
По запасам железных руд Россия занимает 1 место в мире:
Магнитный железняк (Fe3O4)- Урал
Гематит (Fe2O3) - Кривой Рог
Лимонит (Fe2O3 * n H2O) – Керчь, Курск, Кольский п-ов, Сибирь, Дальний Восток
Пирит (FeS2)- Урал
Cидерит (FeCO3)
Первое задание (слайд 6)
- ответы (слайд 7)
- Теперь рассмотрим физические свойства железа
Учитель. Выберите те физические свойства, которые относятся к железу (слайд № 8).
- ответы (слайд 9)
Железо - самый употребляемый металл, на него приходится до 90 % мирового производства металлов.
Чистое железо способно быстро намагничиваться и размагничиваться, поэтому его применяют для изготовления трансформаторов, электромоторов и мембран микрофонов. Основная масса железа на практике используется в виде сплавов – чугуна и стали.
- сейчас давайте остановимся на “Визитке химического элемента” (слайд № 10).
Учитель. Охарактеризуйте железо как ХЭ, составьте предложения со словами и словосочетаниями (слайд № 11).
Ответы учащихся. После ответа с помощью анимации появляется правильный ответ. СТАВИМ ОЦЕНКИ
- Следующее задание (слайд 12)
- Проверь себя (слайд 13)
- Давайте рассмотрим генетический ряд железа два и проведем эксперимент НЕ ЗАБЫВАЕМ О ТБ (слайд 14)
-И выполним следующее задание.
- Проверим себя (слайд 15)
- далее рассмотрим генетический ряд железа 3 и получим гидроксид железа три (слайд 16)
Проверим себя (слайд 17)
Рассмотрим химические свойства железа и выполним задание (слайд 18, т. е. вы должны найти соответствие и дописать уравнения. Обратите внимание на С. О. железа когда оно взаимодействует с другими веществами.
Ответы Fe + Cl2 FeCl3
t
Fe + O2 Fe3O4
Fe + р. HCl FeCl2 + H2
Fe+ р. H2SO4 FeSO4 + H2
Fe+ H2O (пар). Fe3O4+ H2
Fe + CuSO4 FeSO4 + Cu (слайд 19)
- Железо играет огромную роль в жизнедеятельности организмов (слайд 20)
Железо входит в состав гемоглобина.
В теле взрослого человека содержится примерно 4-6 г железа, из них 65 % в крови.
Ежедневно с пищей должно поступать 5- 15 мг железа.
Для человека источником железа служат следующие продукты питания (слайд 22)
ПРОЙДИТЕ, СОСТАВИВ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ СХЕМУ РЕАКЦИЙ, ОТ ОДНОГО УКАЗАННОГО В ЗАДАНИИ ВЕЩЕСТВА К ДРУГОМУ:
- ОТ ОКСИДА ЖЕЛЕЗА (II) ДО ЖЕЛЕЗА
- ОТ ЖЕЛЕЗА ДО ОКСИДА ЖЕЛЕЗА(III)
FeCl2
Fe FeCl3
Fe(OH)2
Fe3O4 Fe(OH)3
Fe O FeSO4 Fe2O3