Соловьёва Татьяна
Урок по литературному чтению во 2 классе «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок по литературному чтению
2 класс
УМК «Перспектива»
Тема: «А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка?»
Учитель Соловьёва Татьяна Борисовна
Цель: создание условий для овладения алгоритмом составления словесного портрета героя и использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности.
Планируемые результаты
Личностные:
Публикация «Урок по литературному чтению во 2 классе „А, С, Пушкин „Сказка о рыбаке и рыбке“, Чему учит сказка“» размещена в разделах
- Золотая рыбка. Конспекты занятий
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- «Сказка о рыбаке и рыбке», Золотая рыбка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2020
• проявляют интерес к чтению литературных сказок,
• проявляют желание составлять словесный портрет сказочного героя.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
• принимают и сохраняют учебную задачу;
• выполняют учебное задание по алгоритму;
• контролируют и оценивают свои действия в соответствии с поставленной задачей;
• в конце урока объясняют удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой.
Коммуникативные УУД:
• учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству в рамках учебного диалога,
• используют речевые средства для представления результата деятельности.
Познавательные УУД:
• определяют особенности литературной сказки и обосновывают своё мнение,
• описывают героев сказки и их характер, обосновывают свой мнение,
• сравнивают героев и обосновывают своё мнение.
Предметные:
• читают осознанно, выразительно,
• составляют словесный портрет героев,
• составляют план и пересказывают текст по плану.
Средства достижения планируемых результатов:
• технология критического мышления (приём составления кластера)
• технология проблемного диалога (создание проблемной ситуации)
• технология оценивания учебных успехов
• диалоговый метод
• деятельностный метод
• метод моделирования
• средства ИКТ (ПК, экран, проектор, ЭОР)
Ход урока
1. Оргмомент.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
2. Речевая разминка.
Синицы
Зайчик едет на такСИ.
Куда едет, сам спроСИ.
Медведь лежит в густой теНИ,
Его за лапу не тяНИ.
В подарок белочке овЦА
Несёт четыре леденЦА.
Хочу спросить я учениц:
Скажите, сколько здесь синиц?
- Прочитайте медленно хором.
- Ответьте на вопрос стихотворения.
- Прочитайте с вопросительной интонацией.
- А теперь скороговоркой.
3. Актуализация знаний
- С какой сказкой познакомились на прошлом уроке? Кто автор сказки?
- Чтобы проверить, внимательно ли вы читали сказку, проведём игру.
(Класс делится на две команды, вопросы обсуждают в команде, один ученик отвечает. За правильный ответ даётся «золотая рыбка». Кто больше наберёт, тот и победил.)
- Где жили старик и старуха? (у синего моря в ветхой землянке)
- С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)
- С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)
- Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)
- Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)
- В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)
- Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)
- Что держит стража царицы на плечах? (топорики)
- Что ела за столом старуха-царица? (пряник)
- Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)
- Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)
4. Анализ «сказочных примет»
-Найдите черты сходства и отличия сказки А. Пушкина с народной сказкой.
(Приём ТРКЧП - составление кластера. Фронтальная работа –– по ходу вопросов и обсуждения составляется кластер).
Зачин
Повтор
Получение трудного задания, которое сам герой выполнить не может
Волшебный помощник
Магическое число
Поучительный характер
Стихотворная форма
Необыкновенно богатый язык сказки
5. Работа над содержанием сказки, характеристикой её героев.
1) восстановление сюжетной цепочки сказки :
- Вспомним содержание и восстановим события сказки, в этом нам поможет схема
2) Постановка проблемного вопроса?
- Почему старуха осталась у разбитого корыта? Ведь ей рыбка дала все что могла. А могло ли быть иначе?
- Вот он наш главный вопрос.)
3) Характеристика героев сказки и анализ их поступков.
- Начнем с героев сказки. Назовите героев сказки. (старик, старуха и рыбка)
- Что вы узнали о них из сказки, расскажите где они жили, чем занимались…
- Что произошло со стариком, когда он в очередной раз пошел рыбу ловить, что его очень удивило, найдите отрывок в сказке и прочитайте его.
- Как вела себя рыбка?
- Почему старик её отпускает, ведь он такого чуда никогда не видел?
- Почему рыбка стала помогать старику?
- Как обращается старик к рыбке в тексте?
- Что он испытывает когда вновь обращается к рыбке? (стыд, растерянность, уважение, страх, почтение)
4) Характеристика старика и старухи, рыбки (работа в паре по карточкам)
кроткий
сварливый
добрый
мягкий
злобный
властный
смиренный
жадный
грубый
неуживчивый
безропотный
бескорыстный
покорный
- Какой характер был у старика? У старухи? Соедини стрелочкой героя и слово.
- Покажите свои рисунки.
- А рыбка, какая она, дайте ей характеристику.
5) Отношение автора к героям сказки
- Итак, вот они наши герои, а как автор относится к ним?
- рыбку – любит, гордится ею, восхищается;
- старику – сочувствует, жалеет …
- старуху – осуждает, наказывает от имени рыбки
- Давайте разделим героев на положительных и отрицательных и докажем почему мы так поступили. Оцените поступки героев, кто из них был прав, а кто нет.
- У нас остался еще один герой, на которого мы не обратили наше внимание. Как вы догадались, что рыбка сердится на старуху? Всегда ли море в сказке одинаковое?
6. Физкультминутка.
6) Характеристика моря.
- Море всегда разное, то оно синее, то оно помутилось и…. давайте восстановим последовательность каким было море. (работа по карточке в паре)
- помутилось синее море
- синее море
- видит на море чёрная буря
- море слегка разыгралось
- не спокойно синее море
- почернело синее море
- Молодцы, а теперь найдем отрывок из текста соответствующий каждому виду моря.
- Что помогает нам понять – море? (что оно сердится на старуху)
7) Характеристика героя по плану.
- Прочитайте алгоритм.
- Можно ли считать удачно составленным словесный портрет, если в нём описана только внешность героя? Обоснуйте своё мнение. (работа в парах)
- Составьте словесные портреты старика и старухи из «Сказка о рыба%ке и рыбке» А. С. Пушкина, используя алгоритм составления сло%весного портрета литературного героя. (групповая работа)
- Возвращаемся к нашей схеме.
- Чем заканчивается сказка? Так почему же старуха осталась у разбитого корыта? За что же так наказала её рыбка. Хорошо. Как бы старуха высоко не вознеслась, но добро побеждает зло и старуха наказана за свою жадность и алчность.
- А вы бы не хотели поймать золотую рыбку, чего бы вы попросили у рыбки?
- Чему учит нас эта сказка?
7) Работа с пословицами.
- На примере сказки объясним смысл пословиц:
Много захочешь – последнее потеряешь.
Много желать – добра не видать.
Жадность всякому горю начало.
Ненасытному все мало.
- Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор интересна и не просто интересна, она учат нас жить и правильно поступать.
Кому сегодня понравилось на уроке? Кто об этом уроке расскажет родителям, друзьям. И на память о нашем уроке поймайте золотую рубку, пуст она вам напомнит об уроке, а может кому- нибудь поможет.
7. Итог урока.
Мне сегодня понравилось на уроке….
Мне было трудно ….
Я узнал, что ….
Оцените свою работу на уроке.
8. Д. З. нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку, выучить наизусть