светлана герасименко
Урок по истории в 6 классе «Счёт лет в истории. Историческое время»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптивная школа
ТЕМА: «Счёт лет в истории. Историческое время»
ЦЕЛЬ: Научить определять последовательность событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием.
ЗАДАЧИ:
Образовательные: дать представления о счёте лет в истории, научить применять римские цифры для обозначения веков, ввести понятие век, тысячелетие, эра. Познакомить с понятием «Лента времени»
Коррекционно-развивающие
Развитие умения соотносить год, век, тысячелетие.
Публикация «Урок по истории в 6 классе „Счёт лет в истории, Историческое время“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- История. Уроки истории
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Устанавливать длительность и последовательность событий.
Развитие умения пользоваться римскими цифрами.
Сопоставляя даты, соотносить год с веком.
Воспитательные
Поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого.
Вызвать интерес у учащихся работать с лентой времени.
Основные знания: дата, век, эра, лента времени,
Основные термины и понятия: дата, век, тысячелетие.
Оборудование и материалы: лента времени, карточки с заданиями.
Тип урока : комбинированный
Оборудование: Учебник, проектор, карточки с заданиями, лист самооценки
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть на уроке истории. Садитесь.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Давайте мысленно скажем себе: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» и пожелаем друг другу удачи.
Кроме учебника и тетради, у вас на столе лежат карточки с заданиями и лист самооценки.
Критерии. Как мы сегодня будем оценивать себя? (На доске критерии оценивания, напечатанные на листах формата А 4)
Чтобы получить отметку «5» - 8-10 баллов,
Чтобы получить отметку «4» - 5-7 баллов,
Чтобы получить отметку «3» - 2-4 балла.
Баллы вы можете получить за:
-полный и правильный ответ – 2 балла,
-самостоятельно и правильно выполненное задание – 2 балла,
-дополнение ответа одноклассника – 1 балл,
-задание выполненное с помощью или с ошибками – 1 балл.
2. Актуализация знаний:
Ребята, какую главу мы с вами изучаем?
(глава 3 «О том, что такое время и как его изучают»)
Сейчас мы с вами проверим ваши знания.
Возьмите на парте карточку №1 «Счёт времени»
На Слайде 1 внимательно изучите вопросы теста и варианты ответов.
Приступайте к выполнению.
(Выполняют задание)
Ребята, поменяйтесь карточками, проведите взаимопроверку.
Не забываем о критериях оценивания (4-5 правильных ответов – 2 балла, менее 4 правильных ответов – 1 балл). Слайд 2 (Проверяют задание по слайду на экране) (слайд)
Оцените себя. (в течение всего урока в процессе оценивания учитель контролирует как дети оценили себя, какие ошибки были допущены и за что ученик заработал определенное количество баллов)
Итак, подведём итог.
В чём ведется счёт времени?
Ответ: Счёт времени ведется в секундах, минутах, сутках, неделях, месяцах, годах.
Урок в школе длится 40 минут, а вместе с переменой займёт 1 час или -O- 60 минут
3. Сообщение темы урока.
Назовите дату своего рождения. (2 чел) И для вас и для вашей семьи это событие? Ответ: Да.
При изучении истории мы опираемся на дату, когда происходит какое-либо событие
Даты и события, которые важны не только для одного человека, а целого государства или для всех людей на Земле, называются историческими. Они измеряются не минутами, не часами, а десятилетиями, столетиями (веками, тысячелетиями.
Как же будет называться тема нашего урока?
Ответ: Тема нашего урока «Счёт лет в истории. Историческое время.» Слайд 3.
Откройте тетради, запишите дату, тему урока
Что мы сегодня узнаем на уроке?
Цель: Сегодня мы с вами узнаем как ведётся счёт лет в истории
Как же, ребята, мы с вами узнаем об этом?
Задачи:
Мы изучим что такое век, тысячелетие, эра.
Научимся применять римские числа для обозначения веков
Познакомимся с понятием «Лента времен» и научимся по году определять век
Как же мы будем это изучать?
Сегодня мы будем работать с учебником, по карточкам, а так же индивидуально.
Мотивация: Ребята, скажите, пожалуйста, а для чего необходимо современному человеку знать, как ведётся счёт лет в истории?
(За историю человечества было множество самых разных происшествий: войн, революций, научных открытий, рождение и смерть великих людей. Каждое из них случалось в определённое время. Поэтому счёт лет в истории имеет большое значение для понимания того, что и когда происходило в прошлом.
Чтобы узнать об историческом событии, мы должны знать, когда оно произошло)
4. Изучение нового материала.
При изучении этой темы нам встретятся такие слова как:
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: (ПОДГОТОВИТЬ КАРТОЧКИ 100 ЛЕТ, 1000 ЛЕ, Т, начало летосчисления)
ВЕК ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ ЭРА
Для того чтобы изучать историю, надо правильно считать и определять историческое время. При счете времени в истории используются арабские и римские цифры. С арабскими вы давно знакомы, их всего десять (СЛАЙД 4). А римские цифры выглядят иначе, чем арабские, (ВЫ ИХ УЖЕ ИЗУЧАЛИ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКЕ, но для счета важно запомнить всего три. I, V, X. Давайте вспомним.
I поднимите вверх указательный палец,
V широко разведите указательный и средний пальцы,
X обратите внимание на это число, я закрою нижнюю половину и получится? пять, а 5+5=10
Римскими цифрами обозначают века
А сейчас мы с вами потренируемся и сделаем задание.
Возьмите карточку №2 «Соедини стрелками арабские и римские цифры» СЛАЙД 5 с заданием
Задание все выполнили, а теперь проверьте себя с помощью слайда (Слайд 6 с ответами)
Оцените себя. (Спросить учащегося, как он себя оценил и почему)
Подведем итог: Какие цифры используются при счёте времени в истории? Какими цифрами обозначают века?
Ответ: При счете времени в истории используются арабские и римские цифры. Век обозначают римскими цифрами
Итак, одной из целей нашего урока было научиться применять римские цифры для обозначения веков. Мы достигли её?
Ответ: да
Переходим к следующему этапу нашего урока.
А сейчас я предлагаю немного отдохнуть
Кто там ходит влево - вправо?
Это маятник в часах.
Он работает исправно
И твердит: «Тик-так, тик-так». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево)
А над ним сидит кукушка.
Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет,
Время точное сообщает. (Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны)
Историческое время по часам узнать нельзя, для этого используется лента времени, но прежде, чем мы с ней познакомимся, выясним, что такое век, тысячелетие, эра. И поможет в этом нам материал учебника. Откройте стр. 78 текст «Что такое век и тысячелетие» Кто желает почитать?
(Дети читают вслух) Спасибо
Итак, скажите пожалуйста, сколько лет в 1 веке? Карточку на доску
А в 1 тысячелетии? Карточку на доску
Эра - начало летосчисления.
Ребята, мы выяснили, что такое век, тысячелетие и эра? Да
Значит мы достигли второй цели нашего урока и можем переходить к следующему этапу урока.
Слайд 7 А теперь внимание на слайд. Перед вами «Лента времени».
Голубым цветом обозначено историческое время, которое произошло до нашей эры, розовым цветом обозначена наша эра.
На ней ставится точка – это точка начало счёта. Что обозначает эта точка?
Ответ: Рождение Иисуса Христа. Правильно
Ребята, а как вы считаете, мы сейчас находимся в части ленты, которая обозначена голубым цветом или розовым?
Ответ: Розовым Верно.
На этой ленте времени равные отрезки обозначают 100 лет. Все события, которые происходили в течение первых ста лет от точки отчёта, происходили в 1 веке (нажать мышкой)
2 век начинается с 101 года, (нажать мышкой, после 2 века наступает какой? Верно 3 век, далее проходит ещё 100 лет и начинается 4 век. И так далее…
Лента времени нам служит для того, чтобы мы знали и имели представления когда произошла дата какого-нибудь исторического события.
Например, мы хотим указать на Ленте времени дату этого важного исторического события, но мы не знаем в каком веке её отметить.
И сейчас я научу вас это делать.
(На доске учитель пишет 2000 год)
Предположим, что важное историческое событие произошло в 2000 году. Как же определить век? Первые две цифры указывают на век. Значит какой это век?
Ответ 20 век (показать Ленте времени)
А если 2001 год, что обозначает, 20 век закончился и начался 21 век
Давайте рассмотрим еще 1900 год. Какой это век? 19 век (показать на карте)
А 1911 год?
Мы должны закрыть рукой две последних цифры. Какие цифры у нас остались? 19, к нему прибавим 1 и получится какой век? 20 век. Верно.
5. Закрепление материала
А сейчас я предлагаю сделать задание на закрепление материала. Найдите карточку №3 «Определи век» СЛАЙД 8
Будьте внимательны, примеры на доске.
Проверьте себя с помощью слайда и оцените. СЛАЙД 9
Ребята, вы познакомились с Лентой времени и научились по годам определять век. Мы достигли еще одну цель нашего урока? Да.
Ребята, полученные знания сегодня нам пригодятся на следующий урок.
6. Итог урока
Ребята, о чем мы сегодня говорили с вами на уроке?
(Мы говорили об историческом времени, учились определять век по году, вспомнили римские цифры и узнали, что они используются при счёте исторического времени, познакомились с Лентой времени.)
Оцените устные ответы в листе оценивания. Не забывайте поставить себе 1 балл те, кто дополнял ответ одноклассника и 2 балла, кто отвечал правильным полным ответом.
Подведём итог вашей работы. Сложите все баллы, поставьте отметку.
Поднимите руку, кто набрал 8-10 баллов. Вы получаете отметку 5
Кто набрал 5-7 б? Вы получаете 4
Кто набрал 2-4 б, только 3, вам надо постараться в след. раз.
Ребята, у вас на столе лежат карточки. Поднимите зелёную, если вам было интересно на уроке, вы узнали новое и будете применять полученные знания. А жёлтая карточка обозначает обратное.
Запишите дом. задание. Прописать век в карточке №3 римскими цифрами.
Урок окончен. Спасибо.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ УЧЕНИКА (ЦЫ) ___
№ ЗАДАНИЯ БАЛЛЫ
1 ТЕСТ «СЧЁТ ВРЕМЕНИ»
2 «СОЕДИНИ СТРЕЛОЧКАМИ»
3 «ОПРЕДЕЛИ ВЕК»
4 ОТВЕЧАЛ ПОЛНЫМ, ПРАВИЛЬНЫМ ОТВЕТОМ
5 ДОПОЛНЯЛ ОТВЕТ ОДНОКЛАССНИКА