Наталья Афанасьева
План-конспект урока по финансовой грамотности в 1 классе «Семейный бюджет»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок–игра «Семейный бюджет»
- Цель: обобщить полученные знания и умения по теме «Семейный бюджет»
Планируемые результаты :
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений сопоставление доходов и расходов.
Познавательные:
- поиск ответов на поставленные вопросы;
Публикация «План-конспект урока по финансовой грамотности в 1 классе „Семейный бюджет“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Семейный бюджет
- Финансовая грамотность для школьников
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации.
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
- оценка правильности выполнения действий.
Коммуникативные:
- развитие коммуникативной культуры учащихся;
- умение выражать свои мысли и идеи, обсуждать информацию.
Предметные:
- обобщение базовых понятий: семейный бюджет, доходы, расходы.
- понимание структуры семейного бюджета;
- умение применять полученные знания на практике.
Основные понятия: семья, бюджет, доходы, расходы
Виды используемых на уроке средств ИКТ : учебная презентация Power Point «Бюджет семьи», фрагмент видеоролика «Откуда в семье деньги?»
Оборудование: разрезные буквы ( слова для оформления доски :семейный бюджет, зарплата, пособие, стипендия, пенсия, доходы, расходы); конверт с вопросами, монеты, вырезанные из картона, карточки с изображением «Банкоматика и Рублика».
Ход урока
1. Организационный момент.
Вот звенит сейчас звонок,
Начинаем мы урок.
Будем думать, рассуждать
К уроку все готовы?
Тогда скорее за работу.
2. Актуализация опорных знаний.
1) Игра «Собери слова» (работа в парах.)
Дети собирают слова, предложенные учителем. Это «доходы», «расходы» и «бюджет».
2) Беседа
-Ребята, скажите, пожалуйста, кто из вас ходит с родителями в магазин за покупками?
- Ответы детей.
- А что вы покупаете?
-Ответы детей.
-А знаете ли вы, сколько стоят товары? (Учитель показывает карточки, которые он развесил на доске. Карточки с изображением молока, хлеба, бытовой техники и другие.)
-Ребята, все вы что-то покупаете с родителями. А как ваши родители оплачивают покупки?
-Ответы детей.
Откуда родители берут деньги?
- Ответы детей.
3. Работа по теме урока.
Мотивация к учебной деятельности.
Молодцы. А сейчас я предлагаю вам разгадать тему нашего урока.
А тема нашего урока зашифрована, вам необходимо ее расшифровать.
Давайте посмотрим на доску. (На доске висит плакат, и с помощью карточек с изображением букв и цифр ребята отгадывают тему урока.)
Используя таблицу «Алфавит», давайте расшифруем тему нашего урока.
19 6 14 6 11 15 29 11 2 32 5 8 6 20
С Е М Е Й Н Ы Й Б Ю Д Ж Е Т
Молодцы! Верно. Тема нашего урока «Семейный бюджет».
Ход урока.
Но изучать тему мы будем не одни. К нам пришел на урок Банкоматик.
На электронной доске включается презентация. И появляется герой Банкоматик. На доске появляется познавательный мультфильм «Откуда в семье деньги?» (Дети смотрят мультфильм).
Вопросы по сюжету мультфильма. Банкоматик задает вопросы.
– Ребята, что нового вы узнали из мультфильма? (аудиозапись 1)
– Что такое семейный бюджет? (аудиозапись 2)
– Скажите, а из чего состоит семейный бюджет? (аудиозапись 3)
Молодцы, ребята. Давайте отдохнем.
Физкультминутка.
Предлагаю вам для настроения
Сделать упражнения.
Наклонились, распрямились,
Потянулись, разогнулись.
Разминаем плечи, руки,
Чтоб они не знали скуки.
Чтоб считать, писать
И совсем не уставать.
-Банкоматик: «Ребята, а я пришел к вам не один, а со своим другом. Давайте знакомиться. (аудиозапись 4).
-Рублик: «Здравствуйте, ребята, а я Рублик. Вместе с Банкоматиком вы узнали, что такое доходы семьи и откуда они берутся. А я хочу побеседовать с вами о доходах семьи. Ребята, знаете ли вы на что тратятся деньги в семье? (аудиозапись 5).
-Ответы детей.
-Рублик: «Ребята, а что можно купить за деньги?» (За ответы дети получают жетоны, стоимостью 10 рублей, а учитель открывает правильные карточки. Каждый ответ ученика учитель комментирует, объясняет.) (аудиозапись 6)
-Рублик: Молодцы, ребята. Отлично поработали. (аудиозапись 7)
-Банкоматик: «Дети, а знаете ли вы, что нельзя купить за деньги?» (аудиозапись 8)
(За ответы дети получают жетоны, стоимостью 10 рублей, а учитель открывает правильные карточки.)
-Банкоматик: «Отлично, ребята. Вы замечательно справились с заданием.» (аудиозапись 9)
-Банкоматик: «Ребята, а знаете, что расходы бывают обязательные и необязательные? Давайте подумаем какие расходы важные, а какие нет?» (аудиозапись 10)
-Банкоматик: «Дети, а как вы думаете, а какие расходы обязательные?» (аудиозапись 11)
(За ответы дети получают жетоны, стоимостью 10 рублей, а учитель открывает правильные карточки.)
-Банкоматик: Молодцы, ребята. Отлично поработали. (аудиозапись 12)
-Рублик: «Дети, а как вы думаете, а какие расходы необязательные?» (аудиозапись 13)
(За ответы дети получают жетоны, стоимостью 10 рублей, а учитель открывает правильные карточки.)
-Рублик: Предлагаю пересчитать жетоны. У кого больше всего жетонов, тот получит суперприз. Остальные ребята получат просто приз (аудиозапись 14)
Закрепление материала.
-Банкоматик: Ребята подведем итоги. Ребята, теперь вы знаете, что семейный бюджет – это доходы и расходы семьи за определённый период времени (неделю, месяц, год). (аудиозапись 15)
-Рублик: Ребята теперь вы знаете, что ДОХОД – все денежные поступления семьи. (аудиозапись 16)
-Банкоматик: А, РАСХОД – затраты денежных средств семьи. (аудиозапись 17)
-Рублик: А также, ребята, вы узнали, что расходы бывают обязательные и необязательные. (аудиозапись 18)
– Ребята, а как Вы думаете, важно ли планировать бюджет семьи? (Важно, чтобы расходы не превышали доходы. При распределении средств должны учитываться интересы всех членов семьи)
– Кто планирует бюджет в вашей семье? (Мама, папа, вся семья)
– А вы принимаете участие в планировании семейного бюджета?
– Как сделать так, чтобы в семейном бюджете всегда хватало денег?
Если грамотно распределять бюджет семьи, то можно откладывать деньги на крупные покупки, обучение и другие потребности.
Вывод. Семейный бюджет нужно планировать и при этом учитывать интересы каждого члена семьи.
Продолжение беседы с учителем.
Мама и папа работают. Что они получают за свой труд? (Зарплату)
Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Зарплата – это оплата труда за месяц, или за неделю, или за день
- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию).
- Кому еще в нашем государстве платят пенсию? (Инвалидам)
- Детям платят детское пособие.
- Дочка учится в училище и за хорошую учебу получает. Что? (Стипендию)
Вывод. И так, подытожим: доходы – это деньги, которые зарабатывают и получают члены одной семьи.
- Ребята, из чего складываются доходы вашей семьи?
- Хорошо, с доходами разобрались. Но в каждой семье не обойтись без расходов.
Расходы – плата за коммунальные услуги, покупка продуктов питания и одежды, плата за посещение детского сада,, спортивных секций, прочие расходы.
Упражнение «Вопросы от Рублика» (конверт с вопросами)
1. Вид расходов, при котором нужно платить, например, за квартиру, за садик. (Обязательный или основной)
2. Как называется доход студента. (Стипендия)
3. Как называется доход взрослого человека. (Зарплата)
4. Часть бюджета, при которой деньги нужно отдавать. (Расход)
5. Как называется доход пожилых людей. (Пенсия)
6. Как называется доходы и расходы членов одной семьи. (Бюджет)
7. Часть бюджета, при которой деньги поступают в семью. (Доход)
6. Рефлексия.
Что нового я узнал на уроке?
Что было самым сложным?
Что такое доходы, расходы?
Какие они бывают?
Было ли интересно?
Здравствуйте. Меня зовут Наталья Николаевна. Я работаю учителем начальных классов в начальной школе села Ленино. Для того чтобы моим ученикам было интересно на моих занятиях по финансовой грамотности, я придумала героя Банкоматика. Ребята с огромным удовольствием выполняют задания с ним. Позже вместе с учениками мы придумали еще одного героя и назвали его Рубликом.
Банкоматик
Рублик